Битый час сижу в своей комнате и смотрю на стену, покрытую пятнами увлажняющего крема в духе экспрессионизма. Пытаюсь запечатлеть ощущение, чтобы больше не попадаться. И вам расскажу историю — поделюсь выученным уроком.
Сегодня я собралась пополнить запасы косметики и решила попробовать какую-нибудь российскую эко-марку. Зашла в первый магазин "Косметика Крыма", который попался на пути, быстро выбрала три средства, расплатилась и ушла.
Я была довольна выбором, а особенно ценой. Тоник, крем и гель для умывания обошлись мне всего в 600 рублей. Ну класс же! Учитывая, что мой предыдущий крем для век (только крошечный крем для век, Карл!) стоил 3000 рублей.
И вот я довольная распаковываю дома косметику, беру тюбик крема, собираюсь выдавить немного на руку, как вдруг.... чпок! — и вся стена на расстоянии метра от меня в жирных кремовых пятнах. Дело было в незапаянной тубе, которая просто порвалась. А ещё у геля, оказалось, не работает дозатор и тоник пахнет стиральным порошком.
Казалось бы, как эта история связана с заголовком статьи?
Дело в том, что я считаю случившееся прямым следствием моего нездорового желания сэкономить. Внимание — именно нездорового.
Потому что вообще-то экономить — нормально. И есть такие статьи расходов, которые вполне предполагают экономию. Например, можно экономить на развлечениях: не есть в кафешках, смотреть кино дома и отложить отпуск до лучших времен.
Но есть такие вещи, экономя на которых, мы фактически отказываемся соблюдать вселенский закон равноценного обмена, который коротко звучит так:
"Не хочешь отдавать, значит не получишь".
Более того, экономя мимо этого принципа, мы практически всегда получаем двойную переплату.
Не хочешь платить адекватные деньги за качественную косметику? Получай вселенский отстой, которым невозможно пользоваться (и переплачивай за повторную покупку).
Не хочешь платить грамотному специалисту за его услуги, получай кривой дизайн или то и дело слетающий сайт, который придётся ещё два раза переделывать за деньги.
Думаешь отхватить брендовую вещь по ценам секонд-хенда, нарвись на поношенку или подделку.
Все три случая — мои. Я попадалась и с сайтом, и с косметикой, и с одеждой.
С одеждой, чтоб вы понимали, вышло так: у меня были деньги, даже достаточно денег, чтобы купить себе качественную вещь в магазине. Но я почему-то включила жуткую скрягу и решила "найти то же самое, только подешевле" на Юле. Ну, и купила...
Девочка клялась, что ботинки Carnaby новые и не разу не бывали на улице. Я купила их за 2000 рублей (в магазине такие около 5000), а дома рассмотрела и поняла, что новыми их назвать никак нельзя, скорее уж тщательно отмытыми.
Ну а про дешевый сайт — это вообще мрак.
Я заказала папе сайт за 14 000 рублей у одних питерских энтузиастов (это был 2012 год, но неважно). К домену сайта была прикручена почта, и когда ресурс ожидаемо слетел, то на всём производстве моего папы встала работа: они не могли отправлять и получать письма от поставщиков и клиентов. Надо ли говорить, сколько я отвалила программистам за экстренное восстановление почты?
Итог всех этих историй такой — экономия должна быть честной, а обмен с миром и другими людьми равноценным.
Если специалист крут и делает свою работу хорошо, ему надо щедро платить, потому что последствия некомпетентности обойдутся дороже.
Если хочешь пользоваться крутыми разработками ученых-косметологов для здоровья своей кожи, сделай достойное вознаграждение этим ученым.
Если тебе нужна качественная одежда, инвестируй в неё — авось и реже будешь по магазинам бегать, потому что реально качественные вещи служат неприлично долго.
Если хочется получить что-то крутое, надо не жмотиться, а отдать легко и с удовольствием. Вечным "экономщицам" вроде меня надо этому учиться.
А у вас как с соблюдением закона равноценного обмена? Расскажите свои истории.