На свете есть вещи, друг Горацио, которые странным образом не соответствуют тому, что видят своими собственными глазами рассказчики и их читатели.
Самый яркий пример – это даже немного оскорбительный для древних строителей миф о «необъяснимо совершенной подгонке всех блоков пирамиды Хеопса» («даже иголку или лезвие ножа невозможно просунуть между этими камнями», «необъяснимая и нелепая по своей трудоемкости работа» и т.д.).
Нелепость – нет, не трудов безвестных строителей, а этого мифа – очевидна, в обоих смыслах (см, например, все фото далее). Потому что нет и не было никакой практической необходимости в тщательнейшей подгонке всех блоков Пирамиды. Мифотворцы упорно тиражируют туристические впечатления по поводу отделки стен её внутренних помещений. А также, вероятно, от остатков первого ряда облицовки и тех плотных стыков, которые и в самом деле видны сейчас у некоторых наружных блоков.
Квадры сработаны добротно, уложены с разнесением вертикальных стыков. Ясно, что сработаны они хоть и качественно, но без паталогического и совершенно не нужного перфекционизма.
Они получались такими, какими они и должны были получаться при типовом массовом изготовлении прямоугольных параллелепипедов произвольных габаритов в плане, строго заданной для данного слоя высоты и при вполне обычной проверке вертикальности боковых сторон. Как легко видеть во множестве других мест кладки, все эти обязательные требования, кроме параллельности нижней и верхней поверхностей блока, могли нарушаться. Все возникающие из-за этого монтажные нестыковки строители легко устраняли по месту, по принципу «решать проблемы по мере их поступления».
Как известно из геометрии, устойчивость объекта на какой-либо опоре возникает при опирании как минимум на три точки. Древнеегипетские строители лучше нас это знали и не заморачивались (это хорошо видно на построенных ими объектах) ненужной работой. Установился подтащенный на свое место блок на хотя бы три небольших участка опирания, не качается – и хорошо.
Работать на устойчивость каждого блока безрастворной мегалитической кладки при воздействии всех вертикальных нагрузок всегда будет не сама опорная поверхность блока, даже тщательно выровненная, а всего три точки, невольно образующие некую теоретическую плоскость. Или больше, если четвертая, пятая и так далее оказались по какой-то причине в этой же плоскости. На практике это всегда, конечно же, не геометрические точки, а некие небольшие или достаточно обширные пятна контакта.
Никаких чреватых проблемами горизонтальных нагрузок на структуры пирамиды, на этот гигантский штабель плотно сложенных обработанных камней, нет. Все внутренние стремления сползти в сторону даже у уложенных под большим наклоном элементов конструкции (огромных плит ложного свода Большой галереи, например) заведомо пресекаются теми блоками, в которые они упираются. Все блоки в пирамидной кладке основательно придавлены сверху чьим-то весом. Причем чем они ближе лежат к ее вертикальной оси, тем эта вертикальная нагрузка больше – до сотен тонн.
При отсутствии качания установленного блока для его абсолютной надежности в составе кладки достаточно, чтобы он соприкасался с каждым своим соседом в 2 пятнах. Но и настолько плотный механический контакт с окружающей кладкой технически не обязателен. Можно вместо 8 пятен ограничиться 2…3. Халтурно будет получаться? Да, и строители этого явно избегали. Хотя и не были склонны стоять на ушах, т.е. тратить свои время и силы на заведомо лишнюю работу. А иногда не чурались подложить какой-нибудь подходящий каменный обломок в качестве такого пятна.
Итого даже в самом трудоемком случае (без вышеупомянутой халтуры) каждый камень, не требующий эстетичной отделки (т.н. «основной» блок) не делали, конечно же, идеальным шлифованным параллелепипедом с общей площадью граней в несколько квадратных метров. А всего лишь снабжали 14 простенькими пятнами контакта общей площадью примерно в 30 раз меньшей.
Среди примерно 4 миллионов тонн камня, уложенного в виде Пирамиды, «основных» блоков около 96%, т.е. около 3 390 000 шт. (см. «Мифы и реалии пирамиды Хеопса, часть 1: количество блоков» на канале «Следы давно минувших дней»).
И снова, в который раз все тот риторический вопрос: так где же-таки они, эти легендарные повсеместные «стыки, в которые невозможно просунуть даже лезвие бритвы»?
Они действительно были и есть – но только там, где это действительно было нужно из соображений эстетических и престижных:
Между внешними блоками, образовавшими когда-то белоснежную «скорлупу» облицовки.
Между многими блоками, формирующими коридоры (особенно впечатляет итоговый результат строителей, который виден в огромной Большой галерее).
И, разумеется же, в так называемой Камере царицы и между почти безупречными стеновыми и иными гранитными блоками Камеры царя (но и здесь видно, что это делалось не высокотехнологичными лазерами на синхрофазотронной тяге, а вручную – очень умело, очень тщательно, но, понятно, не всегда идеально).
- - -
(*) – иллюстрация из интернета, из открытых источников
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.