Найти тему

Мифы и реалии пирамиды Хеопса, часть 9: подгонка миллионов блоков

Есть мнения на свете, друг Горацио, которые совершенно необъяснимым образом не похожи на то, что видят своими собственными глазами сами рассказчики и их слушатели …
Есть мнения на свете, друг Горацио, которые совершенно необъяснимым образом не похожи на то, что видят своими собственными глазами сами рассказчики и их слушатели …
-2

На свете есть вещи, друг Горацио, которые странным образом не соответствуют тому, что видят своими собственными глазами рассказчики и их читатели.

Самый яркий пример – это даже немного оскорбительный для древних строителей миф о «необъяснимо совершенной подгонке всех блоков пирамиды Хеопса» («даже иголку или лезвие ножа невозможно просунуть между этими камнями», «необъяснимая и нелепая по своей трудоемкости работа» и т.д.).

Нелепость – нет, не трудов безвестных строителей, а этого мифа – очевидна, в обоих смыслах (см, например, все фото далее). Потому что нет и не было никакой практической необходимости в тщательнейшей подгонке всех блоков Пирамиды. Мифотворцы упорно тиражируют туристические впечатления по поводу отделки стен её внутренних помещений. А также, вероятно, от остатков первого ряда облицовки и тех плотных стыков, которые и в самом деле видны сейчас у некоторых наружных блоков.

Блоки «ядра» («основные блоки», квадры из местного нуммулитового известняка) 2-го …8-го [нижних] слоев кладки пирамиды Хеопса. В составе самого нижнего слоя сохранились тщательно подогнанные и даже склеенные друг с другом известковым «молочком» облицовочные блоки из белоснежного тонкозернистого известняка.   (*)
Блоки «ядра» («основные блоки», квадры из местного нуммулитового известняка) 2-го …8-го [нижних] слоев кладки пирамиды Хеопса. В составе самого нижнего слоя сохранились тщательно подогнанные и даже склеенные друг с другом известковым «молочком» облицовочные блоки из белоснежного тонкозернистого известняка. (*)

Квадры сработаны добротно, уложены с разнесением вертикальных стыков. Ясно, что сработаны они хоть и качественно, но без паталогического и совершенно не нужного перфекционизма.

Они получались такими, какими они и должны были получаться при типовом массовом изготовлении прямоугольных параллелепипедов произвольных габаритов в плане, строго заданной для данного слоя высоты и при вполне обычной проверке вертикальности боковых сторон. Как легко видеть во множестве других мест кладки, все эти обязательные требования, кроме параллельности нижней и верхней поверхностей блока, могли нарушаться. Все возникающие из-за этого монтажные нестыковки строители легко устраняли по месту, по принципу «решать проблемы по мере их поступления».

Как известно из геометрии, устойчивость объекта на какой-либо опоре возникает при опирании как минимум на три точки. Древнеегипетские строители лучше нас это знали и не заморачивались (это хорошо видно на построенных ими объектах) ненужной работой. Установился подтащенный на свое место блок на хотя бы три небольших участка опирания, не качается – и хорошо.

Работать на устойчивость каждого блока безрастворной мегалитической кладки при воздействии всех вертикальных нагрузок всегда будет не сама опорная поверхность блока, даже тщательно выровненная, а всего три точки, невольно образующие некую теоретическую плоскость. Или больше, если четвертая, пятая и так далее оказались по какой-то причине в этой же плоскости. На практике это всегда, конечно же, не геометрические точки, а некие небольшие или достаточно обширные пятна контакта.

Никаких чреватых проблемами горизонтальных нагрузок на структуры пирамиды, на этот гигантский штабель плотно сложенных обработанных камней, нет. Все внутренние стремления сползти в сторону даже у уложенных под большим наклоном элементов конструкции (огромных плит ложного свода Большой галереи, например) заведомо пресекаются теми блоками, в которые они упираются. Все блоки в пирамидной кладке основательно придавлены сверху чьим-то весом. Причем чем они ближе лежат к ее вертикальной оси, тем эта вертикальная нагрузка больше – до сотен тонн.

При отсутствии качания установленного блока для его абсолютной надежности в составе кладки достаточно, чтобы он соприкасался с каждым своим соседом в 2 пятнах. Но и настолько плотный механический контакт с окружающей кладкой технически не обязателен. Можно вместо 8 пятен ограничиться 2…3. Халтурно будет получаться? Да, и строители этого явно избегали. Хотя и не были склонны стоять на ушах, т.е. тратить свои время и силы на заведомо лишнюю работу. А иногда не чурались подложить какой-нибудь подходящий каменный обломок в качестве такого пятна.

Итого даже в самом трудоемком случае (без вышеупомянутой халтуры) каждый камень, не требующий эстетичной отделки (т.н. «основной» блок) не делали, конечно же, идеальным шлифованным параллелепипедом с общей площадью граней в несколько квадратных метров. А всего лишь снабжали 14 простенькими пятнами контакта общей площадью примерно в 30 раз меньшей.

Среди примерно 4 миллионов тонн камня, уложенного в виде Пирамиды, «основных» блоков около 96%, т.е. около 3 390 000 шт. (см. «Мифы и реалии пирамиды Хеопса, часть 1: количество блоков» на канале «Следы давно минувших дней»).

Один из источников мифа: гранитные стены Камеры царя в пирамиде Хеопса (подсказка: вертикальный  стык подходит к этому каналу снизу)   (*)
Один из источников мифа: гранитные стены Камеры царя в пирамиде Хеопса (подсказка: вертикальный стык подходит к этому каналу снизу) (*)

Были же времена, когда на пирамиды не запрещалось пониматься (и падать тоже). Это и пять следующих  черно-белых фото – из конца XIX века.   (*)
Были же времена, когда на пирамиды не запрещалось пониматься (и падать тоже). Это и пять следующих черно-белых фото – из конца XIX века. (*)

И это – тоже блоки основной кладки: не временный склад материалов, а несущая структура сооружения, простоявшего 46 веков. А дамы конца XIX века были не только на диво элегантны, но и удивительно смелы в подобных летних платьях.  (*)
И это – тоже блоки основной кладки: не временный склад материалов, а несущая структура сооружения, простоявшего 46 веков. А дамы конца XIX века были не только на диво элегантны, но и удивительно смелы в подобных летних платьях. (*)

Даже с сотни метров хорошо видна нелепость мифа о лезвии ножа, которое невозможно просунуть между блоками Пирамиды.   (*)
Даже с сотни метров хорошо видна нелепость мифа о лезвии ножа, которое невозможно просунуть между блоками Пирамиды. (*)

Обширные пустоты между абсолютно надежно уложенными камнями пирамиды – к примеру, правее ботинка европейского туриста.   (*)
Обширные пустоты между абсолютно надежно уложенными камнями пирамиды – к примеру, правее ботинка европейского туриста. (*)

В эту щель можно просунуть не только лезвие бритвы.   (*)
В эту щель можно просунуть не только лезвие бритвы. (*)

Строители не заморачивались ненужным эстетизмом при укладке основных блоков – см. левее и выше груди этого симпатичного пузана в феске.   (*)
Строители не заморачивались ненужным эстетизмом при укладке основных блоков – см. левее и выше груди этого симпатичного пузана в феске. (*)

А это уже примерно 1920-е годы и уже самый верх (получившаяся после вандалов площадка на отметке примерно 138 метров). Хорошо видна вполне разумная небрежность исполнения и взаимной подгонки блоков не только внешних но и тех, которые в глубине этого слоя кладки. Не факт, что щели увеличили средневековые расхитители, когда они расшатывали и сбрасывали блоки вниз.   (*)
А это уже примерно 1920-е годы и уже самый верх (получившаяся после вандалов площадка на отметке примерно 138 метров). Хорошо видна вполне разумная небрежность исполнения и взаимной подгонки блоков не только внешних но и тех, которые в глубине этого слоя кладки. Не факт, что щели увеличили средневековые расхитители, когда они расшатывали и сбрасывали блоки вниз. (*)

Тот же усеченный верх пирамиды Хеопса, отдыхающие местные проводники и та самая знаменитая, едва видимая снизу металлическая тренога, вершина которой обозначает исчезнувшее острие творения Хеопса. Очень хорошо видна разномастность добротно сработанных и надежно, с доводками по месту (но без фанатизма) установленных известняковых блоков.    (*)
Тот же усеченный верх пирамиды Хеопса, отдыхающие местные проводники и та самая знаменитая, едва видимая снизу металлическая тренога, вершина которой обозначает исчезнувшее острие творения Хеопса. Очень хорошо видна разномастность добротно сработанных и надежно, с доводками по месту (но без фанатизма) установленных известняковых блоков. (*)

Есть и такие примеров мастерства: и в самом деле – умели люди работать. Но иногда это была, понятно, не только их заслуга.   (*)
Есть и такие примеров мастерства: и в самом деле – умели люди работать. Но иногда это была, понятно, не только их заслуга. (*)

Добротно обработанные и уложенные камни из нижних слоев.  (*)
Добротно обработанные и уложенные камни из нижних слоев. (*)

И снова, в который раз все тот риторический вопрос: так где же-таки они, эти легендарные повсеместные «стыки, в которые невозможно просунуть даже лезвие бритвы»?

Они действительно были и есть – но только там, где это действительно было нужно из соображений эстетических и престижных:

Между внешними блоками, образовавшими когда-то белоснежную «скорлупу» облицовки.

Между многими блоками, формирующими коридоры (особенно впечатляет итоговый результат строителей, который виден в огромной Большой галерее).

И, разумеется же, в так называемой Камере царицы и между почти безупречными стеновыми и иными гранитными блоками Камеры царя (но и здесь видно, что это делалось не высокотехнологичными лазерами на синхрофазотронной тяге, а вручную – очень умело, очень тщательно, но, понятно, не всегда идеально).

- - -

(*) иллюстрация из интернета, из открытых источников

Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.