Найти тему

Чем же ценен Старый Вокзал?

Оглавление

Таганрогский вокзал был построен, как известно, в 1869 году в рамках строительства Курско-Харьково-Азовской железной дороги.

Движение было открыто 6 июля 1869 года — и с тех пор много славных моментов было у этой дороги!

Постепенно железные дороги укрупнялись, сливались в единый монолит: так, в 1895 году, К. Х. А. ж. д. была объединена с Лозово-Севастопольской, а в 1907 — с Харьково-Николаевской (образовав Южное управление Железных дорог).

Эти дороги видели многое: национализацию, гражданскую войну, индустриализацию; две мировые войны. По этой дороге обеспечивали индустриализацию и потом эвакуировали промышленные предприятия. Сегодня мы пройдемся по всей Курско-Харьково-Азовской ветке, и посмотрим, что же с ней сейчас.

Построенная за 20 месяцев Курско-Харьково-Азовская линия была довольно большой по масштабам того времени. Вдоль всей линии строители возвели десятки мостов через реки, проложили много железных и каменных труб для отвода сточных вод, построили 37 раздельных пунктов, 16 паровозных депо.

Сохранился альбом видов К. Х. А. ж. д. По нему мы и пройдемся, что бы оценить, что изменилось, а что осталось прежним.

Станция Курск

За год до открытия К.Х.А. ж.д., 7 сентября 1868 года, была открыта железная дорога Москва — Курск. 30 сентября началось движение в сторону Москвы.

Вокзал был построен по проекту архитектора Эдуарда Карловича Левенштерна, являвшегося в то время «исполнителем работ» при постройке Московско-Курской железной дороги, и стал «братом-близнецом» открытого в г. Орле годом ранее Орловско-Витебского вокзала.
Курск. 1869 год
Курск. 1869 год

Летом 1943 года, во время Великой Отечественной войны старое здание вокзала было разрушено немецкой авиацией. В 1946 году началось масштабное восстановление и обновление инфраструктуры станции. 12 августа 1952 года на месте бывшей привокзальной площади был открыт новый вокзал. Здание построено по проекту ленинградского архитектора Игоря Георгиевича Явейна. По замыслу архитектора это вокзал-памятник посвященный героям Курской битвы.

Курск. Наши дни.
Курск. Наши дни.

От старого здания вокзала осталось только южное крыло. Его восстановили в ходе реконструкции станции 1946-1952 годов в виде отдельного здания.
В здании располагается кабинет начальника станции Курск.

Южное крыло станции Курск. Наши дни.
Южное крыло станции Курск. Наши дни.

Станция Харьков

Первый вокзал на территории т. н. Архиерейской левады был построен в 1869 году известным русским архитектором Андреем Тоном:

-4

Однако с развитием железных дорог (особенно после открытия дороги до Балашова в 1895) в 1896—1901 годах вокзал был расширен и модернизован (архитектор И. Загоскин, завершен архитектором Ю. Цауне), ставший одним из крупнейших в Российской империи. К сожалению, вокзал не пережил Вторую Мировую Войну:

-5

Нынешнее, третье по счёту, здание вокзала в стиле «сталинского ампира» с элементами классицизма открыто 2 ноября 1952 года вместо разрушенного в годы войны. Архитекторы — Г. И. Волошин, Б. С. Мезенцев, Е. А. Лымарь; инженер С. Филинов.

Мост через реку Уды

Первый мост выглядел вот так: как и все остальные мосты этой ЖД (и скорее всего как большинство мостов тех лет) это была ферма для однопутной колеи:

-7

Сохранились остатки этого моста и до сих пор, металлические части, конечно же разобрали:

А железная дорога теперь идет по двум путям:

-9

На карте это выглядит вот так (остатки старого моста отмечены правее и ниже нового. Левее можно разглядеть остатки старой насыпи):

-10

Станция Карачівка

Эта станция была открыта позднее, и фотография взята не из нашего альбома. Однако, эта станция относилась к К. Х. А. ж. д., поэтому имеет право быть тут:

-11

Новое здание было выстроено в пятидесятых:

Станция Мерфа

С конца двадцатых станция стала узловой: 21 декабря 1926 года первый поезд прошел по участку Мерефа - Константиноград (ныне - Красноград) В 1957 году станция была электрифицирована постоянным током.

-14

Станция Борки

Станция эта знаменита крушением императорского поезда в 1888 году.

1869
1869

Фотография с места аварии:

1888
1888

И это место в наши дни:

-17

Вот такие вот паровозы ходили по нашей К. Х. А. ж. д.:

Императорский поезд после аварии.
Императорский поезд после аварии.

А в наши дни станция ничем не выделяется, здание станции типовое, построенное в пятидесятых:

-19

Станция Краснопавловка

Станция Лозовая

На самом деле, станций с таким названием было две, по соседству: одна относилась к Азовской ЖД, вторая — к Севостопольской. Соответственно и назывались они Лозовая-Азовская и Лозовая-Севастопольская.

Альбом у нас посвящен К. Х. А. ж. д., а значит и станция на изображении Лозовая-Азовская:

-22

В процессе укрупнения ЖД образовалась Южная Железная Дорога, и что бы не было путаницы одну станцию (севастопольскую) оставили Лазовой, а вторую стали называть Панютино. Было это в 1872 году.

Сейчас станция выглядит не очень:

-23

А вот Лазовая разрослась и ощущает себя не плохо, хотя активно участвовала в целом ряде войн:

-24

В декабре 1917 года состоялось первое и второй украинский-советские бои за станцию Лозовая, которые нанесли немалый вред. После Второй мировой войны разрушено здание вокзала была восстановлена по проекту главного архитектора Е. Лимаря и архитектора Цейтлина. 1 января 1949 года был образован 6-е Лозовское отделения Южной железной дороги.

Современное здание лозовского железнодорожного вокзала сдана в эксплуатацию в 1950 году:

-25

Успенская лавра

Не железнодорожная тема, но попавшая в альбом.

Свято-Успенская лавра пережила коммунистов и борьбу с религией, стоит как стояла:

Славянск

Славянск достаточно крупный город на востоке Украины. Известен двумя вещами: событиями во время конфликта на донбасе, и тем, что на этом вокзале когда то работал слесарем Максим Горький:

-28
-29

Новый вокзал построен в 1952 году:

-30

Перестроен в 1979 году:

-31

А раньше тут ходили вот такие вот паровозики:

-32

Краматорск

Снова отклонимся от нашего альбома: эта станция появилась позднее.

Изначально тут был лишь разъезд: дорога была одноколейной и разъезд был необходим, чтоб могли разминуться поезда между двух станций — Славянском и Дружковкой.

В 1869 году управление железной дороги при станции открыло училище для детей работников станционных служб, почты и телеграфа. В 1875 году название Краматорская впервые упомянуто в Почтовом дорожнике Российской империи.

В 1878 году от станции была проложена линия до Попасной через Бахмут (движение по ней официально было открыто 1 декабря). В этом же году администрация владельца этой линии Донецкой Каменноугольной железной дороги открыла здесь больницу.

В 1879 году завершено строительство каменного здания вокзала и двухэтажного служебного здания. С 1885 году встречается также название станции «Краматоровка».

Со строительством около станции в 1887 году завода огнеупоров началось развитие промышленности и самого будущего города Краматорска.

-34

Станция Константиновка

-35
-37

Мост через Торец

Речка называется Кривой Торец. Мост перестраивали несколько раз, последний раз совсем недавно: ожидалось, что тут будет активное пассажирское движение: однако наступил 2014, донбасс и прочее закрутилось... Новый мост построили, но особенно смысла в этом нет:

-42

Станция Харцызск

Снова отклонимся от нашего альбома: первое здание вокзала, деревянное, построено лишь в 1888 г.

А в 1900 г. построено кирпичное здание вокзала:

-43
-44

В 1970 г. здание реконструировали, стены были облицованы керамической плиткой:

-45

В 2003 г. здание обложили красным кирпичём придав ему современный (на 2011 г.) вид:

Станция Иловайск

Продолжаем отклонятся от альбома (но не от жд ветки Курско-Харьковско-Азовской дороги!)

Изначально — разъезд №17. Станция появилась тут позже:

-47

Новое здание вокзала построено в 1981 году в оригинальном стиле, является памятником архитектуры:

Фотографии не передают всю прелесть этого приземистого, длинного здания. В кадр не умещается.
Фотографии не передают всю прелесть этого приземистого, длинного здания. В кадр не умещается.

Станция морская пристань в Таганроге

Станция не сохранилась (однако сохранилась сама "временная" ветка в порт):

-50

К вокзалу Таганрога мы еще вернемся в конце, пока что пропустим и дойдем до конца ветки, до Ростова.

Мост через реку Самбек

-51

Новый мост был построен в 1946 году. От старого осталась насыпь и остатки каменных конструкций:

Остатки моста. На заднем плане новый мост, построенный в 1946 году.
Остатки моста. На заднем плане новый мост, построенный в 1946 году.

Хорошо видно остатки насыпи:

-53

Станция Морская

-54
-55

Станция Ростов

-56

Первый кирпичный вокзал был построен в 1900 году:

1900 год.
1900 год.

Затем был перестроен:

1930-е
1930-е

Здание сильно пострадало в годы войны, но было восстановлено:

1944
1944
1947
1947

Но и оно не сохранилось.

Вместо него в середине 1970-х выстроили современное здание вокзала (недавно обшитое пластиком):

-61

Таганрог

А теперь вернемся к нашему городу.

Вокзал был построен и открыт, как и вся ЖД ветка, в 1869 году:

-62

Таганрогский вокзал не снесли и не перестроили во время национализации железных дорог:

-63

Попадал вокзал и на открытки:

-64
-65
-66

Вокзал пережил Гражданскую Войну, когда в него был пущен паровоз со станции Марцево:

30 января 1918 года
30 января 1918 года

Вокзал пережил НЭП:

-68

И сталинское мракобесие:

-69

Пережил Немецко-фашистских захватчиков:

-70

Вокзал белили:

-71

И вновь обдирали. Вокзал пережил Развитый Социализм:

-72

И лихие девяностые:

-73

И обнадеживающие нулевые:

-74

Лишь постепенно смыкалось пространство вокруг здания (этот вопрос я затрагивал тут):

-75

Таким образом, Таганрогский Вокзал (известный как Старый Вокзал) не просто один из первых каменных вокзалов России.

Это единственный сохранившийся вокзал Курско-Харьковско-Азовской железной дороги (а может быть и Южной Ж. Д, в целом).

Этот вокзал пережил своих братьев в Харькове и Курске. Пережил более молодые постройки в Ростове-на-дону и целом ряде других городов.

Этот вокзал помогал в эвакуации промышленности во время войны и делал индустриализацию перед её началом.

Но вместо того, что бы подчеркнуть, выделить это без сомнения интересное место, город запихивает его поглубже: называется эта станция Таганрог-2 (почему не назвать по людски, Старый вокзал, если все так и говорят?).

Зачем то город влепил перед зданием убогую часовню (не оскорбляя верующих, но часовня правда исполнена плохо, и расположена не на историческом месте):

Ах, какой у нас красивый вокзал, правда?
Ах, какой у нас красивый вокзал, правда?

Почему-то город не восстановил шпиль и деревянные высокие платформы (а вы подумайте, в 19 веке, значит, были высокие платформы, а сейчас — нет):

До революции.
До революции.
1992 год.
1992 год.
Наши дни.
Наши дни.

Здание является объектом культуры регионального значения:

-80

Думаю читатель, после этой статьи поймет абсурдность ситуации: единственный сохранившийся вокзал железной дороги, которая сейчас проходит по территории двух стран (а если считать ДНР отдельной страной то трех) не заслужил, оказывается, статуса памятника федерального уровня.

Памятником здание вообще стало как бы случайно, только в 1990 году, находясь по соседству с такими ценными памятниками Таганрога как здание типографии, где был напечатана ленинская работа "что делать":

-81

Памятник Чехова 1960 года — достоин быть объектом федерального уровня. Федеральным законодательством охраняется лавка Чехова, дворец Алфераки, дома Шаронова и Гайбетова.

Но не здание вокзала. Почему?

Потому что.

P. S. К слову, архитектор, что строил Старый Вокзал, — Сергей Илиодорович Загоскин — строил и станцию Лозовую, о которой речь была выше:

-82

И станцию в Харькове так же строил он:

-83

Только вот, в отличии от нашего, эти вокзалы войну не пережили.