До Красной площади два шага, но ещё есть возможность свернуть. Что мы и сделаем – прямо напротив Телеграфа. По Тверской несётся поток машин – гул в ушах и сплошные стрессы. Но сбежим, сбежим от них туда, где неспешно прогуливались камергеры, где трижды разрывали на части один из самых академических театров и куда машинам ходу нет.
В мелодии Камергерского главенствует несколько тем. Главная - театр, второе - еда, третьей где-то там, задворками, пробегает литература и - легкие вкрапления музыки. Так было до 1 мая - пока не начался очередной фестиваль: "Московская весна A Cappellа 2019". Музыкальная тема заполонила все. Так что пусть вас не удивляют Долгорукий с граммофоном, увешанный нотами Немирович-Данченко и прочие классики, обогащенные атрибутами меломанов. Итак - Камергерский.
Как его только ни называли! В XVII – начале XVIII века звали Егорьевским в честь монастыря святого Георгия, затем Спасским – из-за церкви Спаса Преображения. Потом присоединили к Кузнецкому мосту. Позже – сочли продолжением Газетного переулка. Называли Квасным, вспомнив, что здесь в XVII веке была слобода квасников. Ещё – Одоевским, ведь дворец князей Одоевских стоял на месте нынешнего здания МХАТа. Наконец, в конце XVIII века выяснилось, что на одной этой маленькой улице живут сразу два почётных камергера – В. И. Стрешнев и С. М. Голицын, а в начале XIX века к ним присоединился и третий – П. П. Бекетов. Так как при дворе было всего двенадцать обладателей голубых лент с золотыми ключами, то переулок в их честь прочно приобрёл звание Камергерского, в коем пребывает и сейчас. (Правда, с 1923 по 1994 год он именовался проездом Художественного театра.)
Самое известное здание в Камергерском – дом № 3, где находится Московский Художественный театр. Дом неоднократно реинкарнировался, владел им князь Одоевский, затем Римский-Корсаков. Наконец, в 1882 году он был перестроен под театр, во дворе соорудили зрительный зал и сцену. Театр называли Лианозовским – по фамилии тогдашнего владельца участка. Выступали там труппа театра Корша и Мамонтовская опера.
В конце позапрошлого века Станиславский и Немирович-Данченко арендовали здание для своего Художественного Общедоступного театра и первым делом решили вытравить «французский шик». Помогли им в этом Савва Морозов, «спонсировавший» ремонт и переоборудование помещения, и архитектор Фёдор Шехтель. Станиславский говорил, что теперь «вертеп разврата превратили в изящный храм искусства». Сезон в новом театре открылся 25 октября 1902 года. Об изнанке, закулисье жизни в «храме искусств», о битве титанов, здесь обитающих, в очень художественной форме повествовал Булгаков в «Театральном романе».
Разрывание единого целого на части повторилось и через десятилетия, когда МХАТ возглавлял народный любимец Олег Ефремов. В результате в 1987 году «женский» МХАТ, имени Горького, возглавленный актрисой Татьяной Дорониной, поселился на Тверском бульваре, где живёт и поныне, а «основной» остался в Камергерском. В 2000 году место Олега Ефремова занял другой Олег — Табаков, отказавшийся называть театр «академическим». Год назад не стало и его. Теперь у руля одного из старейших театров Москвы режиссер Сергей Женовач. («Доронинский театр» в прошлом году также постигли перемены: его возглавил бывший худрук театра «Практика» Эдуард Бояков).
В 1983 году Художественный театр буквально разрезали пополам — по линии занавеса. Коробку сцены отодвинули вглубь квартала более чем на 20 метров. В образовавшемся пространстве выстроили новую часть здания.
На все эти превратности судьбы театра, носящего его имя, взирает с противоположной стороны Камергерского переулка задумчивый Антон Павлович Чехов.
Еще о Камергерском: "Здесь едят до самой осени", "В гостинице Шевалье ужин из трёх блюд обходился в рубль серебром"