В итальянском музее авиации Volandia - Parco e museo del volo, что находится в помещениях бывшего завода Caproni, среди всего прочего посетители могут посмотреть на небогатый набор обломков. Они принадлежат довольно забавному водоплавающему летательному аппарату под названием Caproni Ca.60 Noviplano, созданному в 1921 году инженером Джанни Капрони (Giovanni Battista Caproni).
По задумке Капрони гигантская лодка с крыльями, способная взять на борт 100 человек, предназначалась для безопасных трансатлантических перелетов. Идею создания подобных монстров Капрони вынашивал почти 10 лет. Несмотря на бурное веселье недоброжелателей, он получил патент на постройку в 1919 году и принялся строгать и пилить. Так из-под рубанка на белый свет явился Transaereo, зверь с девятью крыльями и восемью двигателями Liberty L-12 общей мощностью более 3 тысяч лошадей. Площадь крыльев составила 750 квадратных метров.
По современным меркам параметры Noviplano вряд ли могут привести в восторг, но для 1921 года это была впечатляющая машина:
- длина фюзеляжа 23.5 метров
- высота более 9 метров
- максимальный взлетный вес 26 тонн
- предполагаемая крейсерская скорость 130 километров в час
- дальность полета до 660 километров
Капрони считал, что наличие 8 моторов должно существенно повысить безопасность полетов. Они позволят самолету оставаться в воздухе даже в случае отказа трех из них. Вообще, он хотел запихать еще больше движков, для запуска, в случае выхода из строя основных. Но потом отказался от этой задумки.
В феврале 1921 года настал момент истины. Сначала первый тест в балластом в носовой части. Transaereo разогнался до 80 километров в час и слегка полетал. Руля слушался, только вот его все время тянуло вверх. Да еще в фюзеляж просочилась вода. Немного, но она туда попала. В марте он взлетел второй раз. Пилот набрал скорость 100 километров и начал набор высоты. Но вместо плавного подъема Ca.60 резко задрал нос, ударился хвостом о воду и рухнул, разрушившись от удара.
Версий катастрофы было несколько - от ошибки летчика, решившего взлететь не добрав необходимой скорости, до смещения не закрепленных мешков с песком, имитировавших тушки пассажиров. Еще всплыл какой-то пароход, якобы внезапно появившийся по курсу самолета. Дело темно и старое. Факт только один - едва успев появиться на белый свет, самолет погиб. На этом эксперименты Капрони с гигантом завершились. Ремонт машины был нерентабелен, а постройку нового Капрони мягко и ласково не разрешили, попросту лишив финансирования.
Приборная доска, один из двигателей, поплавки и еще кое-то уцелевшее сейчас находятся в музее.
А новые и абсолютно целые спутниковый телефоны - здесь.
P.S. Между прочим в Transaereo в хвостовой части был туалет – самая важная часть проекта.