В летнее время часто приходится совершать поездки на автомобиле в проливной дождь. Особенность дождливой погоды в ухудшении видимости в направлении движения, мокром дорожном покрытии и образовании луж на проезжей части. Такие дорожные условия требуют повышенного внимания, практических навыков вождения и соблюдения рекомендаций опытных автовладельцев.
В чем опасность мокрой дороги
Дождливая погода даже на качественном дорожном покрытии преподносит неприятные и опасные ситуации, требующие профессионального реагирования для недопущения аварийных ситуаций.
1. Особая опасность возникает в первые минуты, после начала дождя. Асфальтовое или бетонное покрытие в жаркое время покрывается масляными компонентами, попадающие с выхлопными газами, а также с системы вентиляции картера двигателя автомобилей. Кроме того, на покрытие попадает пыль, частицы автомобильной резины и прочие компоненты. После первых капель дождя вся эта химия образует на дороге пленку, из-за которой ухудшается коэффициент сцепления шин транспортного средства с дорогой.
В результате при резких маневрах автомобиль может потерять курсовую устойчивость и неопытный водитель не сможет вывести его из заноса. Образованная на асфальте или на бетоне пленка, пока не смоется водой, сходна обледенелому покрытию в зимний период. Водители, которые не ожидают потери управления машиной, могут попасть в неприятную ситуацию, поэтому рекомендуется снизить скорость движения и рассчитывать траекторию автомобиля без резкого маневрирования.
2. Второй опасностью мокрого дорожного покрытия является эффект аквапланирования. Летние шины автомобиля имеют специальный протектор, задача которого эффективно отводить воду из пятна контакта колеса с дорогой. При скорости движения более 70 км/ч, сильном износе протектора, а также при повышенном уровне воды на проезжей части, влага не успевает выходить через прорези протектора. Колеса начинают скользить, теряя сцепление с дорогой. При возникновении аквапланирования автомобиль становится неуправляемым. Вернуть управление машиной можно сбросом газа без резких вращений рулевым колесом. Для водителей-новичков аквапланирование может стать неожиданностью, поэтому они не смогут адекватно и оперативно среагировать для возврата контроля над автомобилем.
3. Образовавшиеся на дороге лужи ‒ объекты повышенной опасности. Выбоины под водой могут быть достаточно глубокими, чтобы повредить шины, диски, подвеску и стать причиной потери управления машиной. При въезде на скорости в лужу, вода разлетается на большое расстояние, обливая пешеходов и транспортные средства, в том числе попадает на лобовое стекло, резко ухудшая обзор.
4. При движении по мокрой дороге с лужами влага попадает на тормозные колодки и диски. Поскольку вода не сжимается, то снижается эффективность тормозной системы по причине отсутствия требуемой силы трения. Поэтому водители должны быть готовыми к увеличению тормозного пути в случае экстренного торможения. После проезда луж рекомендуется на безопасном участке дороги просушить механизмы, нажимая на педаль тормоза.
Учитывая опасные факторы, возникающие на мокрой трассе, и выполняя рекомендации, удастся безопасно и благополучно добраться до места назначения.