Выпуск знаменитого автомобиля «Победа» для стран варшавского договора стал знаковым событием. Советские граждане и наши союзники получили свою модель – надёжную, быструю, современную, а не очередной устаревший «трофей».
Несколько поколений помнят этот роскошный автомобиль по фильмам и художественным картинам послевоенных лет, детвора прибегала в соседние дворы, где стояли эти советские «лимузины».
Даже сейчас, увидев где-нибудь этот раритет – все сразу спешат вынуть мобильник и сделать «селфи» на его фоне. 12 послевоенных лет она оставалась мечтой для рядового гражданина, в том числе польского.
Почему именно польского? Потому что автомобильная промышленность Польши была в плачевном состоянии. После Первой мировой ещё осталось несколько предприятий, на которых вручную «с грехом пополам» выпускалось какое-то смехотворное количество автомобилей.
Но Вторая мировая война асфальтовым катком прошлась по данной отрасли, не оставив ни единого дееспособного предприятия. Руководство решает восстановить собственное производство. С какой модели начать производство? Где взять ресурсы? Поляки бы не были сами собой, если бы провернули дело собственными силами и без выгоды для себя!
Инициировав переговоры с итальянской фирмой «FIAT», им была предложена документация на устаревшую модель 1100. Итальянцы тоже коммерсанты были ещё те и в обмен на сотрудничество потребовали вполне солидное вознаграждение в виде поставок стратегически важных ресурсов-угля и металла.
Поляки платить, понятное дело, не собирались (да и полезные ископаемые были нужнее самим), поэтому допустили «утечку информации» и сведения о переговорах дошли до советского руководства.
Социалистическое государство-союзник покупает что-то у капиталистической (хоть и дружественной) страны?! Какой удар по репутации Советского Союза, неслыханно!
И СССР не желая огласки подробностей этой истории, безвозмездно передаёт документацию по производству ГАЗ-М 20. К 1951 г. построили завод FSO, перевели на польский конструкторские материалы и с конвейера выходит «Варшава», ничем от «Победы» не отличается, но зато своя.
За год собрали 75 единиц, а потом темпы роста растут, потихоньку вводятся в конструкцию новые элементы (с движком Горьковского автозавода) – машина конструктивно получается совершенно иная.
Надо отдать должное польским инженерам, что в то время как в Союзе производство М 20 потихоньку угасало, наши братья-славяне усовершенствовали ряд ключевых деталей, видоизменили движок (скорость и экономия топлива увеличилась), да и вообще «прокачали», как следует, автомобиль.
Они пошли дальше и стали выпускать на базе стандартной модели различные вариации – седан, универсал, пикап. До 70-ых годов модель М 202 исправно служила на благо республики как надёжная машина полиции и скорой помощи.
Дальше СССР ослабил хватку в отношении стран Варшавского договора, их экономическое благополучие пошло на подъём, поэтому для создания нового модельного ряда Польша пригласила-таки «FIAT». Или может позволение было получено, потому что сам СССР пригласил итальянцев для выпуска «Жигулей»!
Вот такая история становления польского автомобилестроения, и никто не вспоминает почему-то роли Большого брата. Как скандировать лозунги об оккупации, ущемлении прав, обвинять в Хотынском расстреле и сознательном невмешательстве в Варшавское восстание, так это они могут.
А Россия, как всегда, осталась без экономической выгоды и неблагодарностью за свою помощь. С руин помогли поднять государство и всё равно крайние.