В марте этого года кинолюбители и особенно поклонники Киану Ривза отметили 20-летие выхода первого фильма трилогии сестричек Вачовски.
Этот фильм стал одним из тех, что порождают культуру, знаменуют собой начало новой эпохи. В моду вошли длинные кожаные плащи черного цвета и черные очки в стиле Blinde, модель, которая после выхода фильма стала называться не иначе, как The Matrix Neo Black 4002-1.
Были сняты еще две серии, а исполнитель главной роли Ривз до сих пор шутит, что на его надгробии будет написано "Он сыграл Нео". Картину кто только не обсуждал, кто только не рецензировал, особо дотошные даже искали (и находили) в ней отсылки к Библии, проводя параллель между Христом и Нео, находя номера глав и стихов в номерах машин. И сейчас мало кто помнит, да, наверное, никто, что годом ранее на широкий экран вышел фильм "Темный город" режиссера Алекса Пройаса с Руфусом Сьюэллом в главной роли.
Фильм получил не особо высокие оценки критиков, но на короткий промежуток произвел нужное впечатление на зрителя, Роджер Эберт даже поставил его на первое место в своём списке лучших фильмов 1990-х годов. Но год спустя вышла "Матрица", которая произвела фурор, и о "Темном городе" забыли. Навсегда.
А зря. Если вы начнете смотреть картину, то в первый же момент будете ошарашены знакомыми кадрами. Идеи, приемы, цветовое решение и даже ракурсы значительной части эпизодов настолько напомнят вам "Матрицу", что временами вам будет казаться, что вы смотрите именно ее или ее плохую переделку. Оба фильма даже снимали в одних и тех же декорациях в Австралии. Еще бы не быть им похожими.
В самом начал фильма инспектор Фрэнк Бамстет сидит за столом и на аккордеоне играет не что-то, а знаменитую советскую песню времен Великой Отечественной войны "Синий платочек".
Лента снята в монохромном зеленоватом цвете, странные похожие друг на друга господа в длинных плащах удивительно напоминают армию клонов агента Смита, персонажи для перемещения используют двери, ведущие не в соседние комнаты, а в параллельные пространства, создание новых версий главного героя, программирование реальности, полеты вопреки законам физики - все это хорошо знакомо нам по "Матрице". В одной сцене даже мелькают знакомые по "Матрице" "кальмары".
И даже огромный лик Времени (в "Матрице" это лик Творца) тоже есть:
Оба фильма заканчиваются рассветом и возвращением главного героя к источнику.
Сейчас трудно сказать, что придумали Вачовски сами, а что подсодрали у "Темного города", сами они никогда и не отрицали, что "Матрица" снималась под влиянием картины Пройаса, но, естественно, все намеки на плагиат всегда отвергали. Но, честно говоря, впечатление таково, что взяли они фильм Алекса и основательно его переделали, причем настолько хорошо, что вторичный фильм напрочь затмил своего прародителя. В самом деле - "Матрицу" знают все, а "Темный город" почти никто.
Успех "Матрицы", на мой взгляд, кроется в том, что он меньше похож на сказку. Это фантастика, понятно, но фантастика такая, которую воспринимаешь как реальность. Вачовски как бы разделили два мира - вот он, мир реальный, а вот мир фантазийный, мир Матрицы. Герой "Темного города" спасает большей частью себя, Нео спасет человечество и гибнет (если быть точными, то авторы фильма оставили так называемый открытый финал - судьбу Нео после окончательной схватки с агентом Смитом можно толковать и как гибель, и как переход его сознания в иное измерение, да и в самом конце фильма Пифия говорит, что "мы его увидим. Однажды"), в этом плане его жертва несравнимо значительней, что добавляет в разы больше драматичности, глубины. "Темный город" же смотрится как чистой воды фантазия, в которую не веришь, потому что так не бывает. Ему не хватает динамичности и напряжения, события предсказуемые, персонажи ватные, игра актеров так себе - как раз тот случай, когда Станиславский воскликнул бы "Не верю!"
В "Матрице" мощнее спецэффекты, что делает фильм более зрелищным. В плане постановки сцен, особенно сцен боя, он тоже несравнимо эффектнее. Плюс персонажи обладают каждый личной харизмой, они объемные, выпуклые, заставляют идти за собой, зритель из пассивного созерцателя превращается в активного соучастника.
Другими словами, авторам "Матрицы" удалось сделать то, что не удалось сделать авторам "Темного города": "Темный город" стал просто фантастическим фильмом, одним из, который посмотрел раз и больше не захочешь, а "Матрица" это История, в которой так много нюансов, что фильм хочется смотреть даже сейчас, 20 лет спустя.
В общем, если вам будет интересно, то вы можете потратить полтора часа на просмотр "Темного города", хотя бы для того, чтобы знать, откуда вышла "Матрица".