Найти тему
Хроники Пруссии

«Смерть я презираю, но жизнь даром они у меня не отнимут»

Если бы власти Калининграда не задумали в 2007 году произвести кардинальную реконструкцию фонтана напротив Драматического театра, горожане так бы никогда и не узнали, что долгие годы ходили прямо по закатанным в асфальт останкам советских солдат. На срытые могилы наткнулись в ходе начавшихся работ по благоустройству территории, вызвали поисковиков из отряда «Совесть», и эксгумацией занимались уже они.

- В свое время от сотрудников местного отделения расформированного в начале 90-х Всесоюзного общества охраны памятников я получил обширный фотоархив со снимками всех послевоенных кладбищ советских солдат, - объясняет калининградский архивист Анатолий Бахтин. – В Калининграде и области их насчитывались сотни! Поэтому, когда в 60-70-х происходило укрупнение воинских захоронений, избрали, видимо, самый необременительный подход к делу. Имена со старых памятников (если к тому моменту их еще можно было разобрать) попросту переносились на новые надгробия. После чего ставшее ненужным кладбище просто сравнивали с землей. Думаю, что в 98 процентах случаев это происходило без всякой предварительной эксгумации.

По архивным данным, у памятника Шиллеру было похоронено 16 советских бойцов. Точно идентифицировать тогда удалось лишь одного человека – благодаря сохранившимся майорским погонам и нагрудному знаку «Гвардия». В этом захоронении значился единственный гвардеец – майор Владимир Емельяненко. И в подтверждение слов архивиста: фамилия гвардии майора Емельяненко имеется на одной из мемориальных плит комплекса «1200 гвардейцев» - нынешней достопримечательности Калининграда.

Послевоенная фотография могил советских воинов у памятника Шиллеру.
Послевоенная фотография могил советских воинов у памятника Шиллеру.

Уроженец села Желанное Одесского района Омской области Владимир Емельяненко был призван в армию в 1936 году. Закончил Бобруйское военно-политическое училище, Великую Отечественную войну начал в 133-й (позже 18-й гвардейской) дивизии, формировавшейся в Новосибирске. Награжден орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, медалью «За оборону Москвы». Согласно картотеке учета безвозвратных потерь офицерского состава, умер от ран 9 апреля 1945 года.

В итоге останки майора Емельяненко после оформления всех необходимых процедур передали прилетевшему в Калининград родственнику. Офицер был с воинскими почестями перезахоронен рядом с могилами родственников.

Призывник Емельяненко Владимир Иванович.
Призывник Емельяненко Владимир Иванович.

Остается добавить, что поисковикам тогда удалось поднять на поверхность лишь 13 бойцов, еще трое, судя по всему, до сих пор так и остаются где-то в окрестностях памятника. Вниманию читателей предлагаются письма Владимира Емельяненко с фронта:

«С пламенным приветом к вам, папаша и мамаша, а также дорогие сестры, любящий вас сын Владимир.

Не знаю как вы, но я, чем старше становлюсь, тем больше вас люблю и уважаю всех, и часто думаю о вас. И в будущем (если оно будет) я останусь таким же, в любое время по потребности и возможности окажу помощь. Привет единственному брату Пете. Хороший ты парень, Петя, да далеко я сейчас от тебя. Но ничего, разобьем фашистские орды бандитов, приеду в гости и сыграем мы с тобою на гитаре и балалайке у амбарчика гопака с еще лучшим успехом!

Положение на фронте вы знаете из газет. Враг силен, коварен и подл, борьба только начинается, она будет жестокой, ибо вопрос встает - жить нам или всем погибнуть, быть советскому народу свободным или попасть под иго немецких варваров. В этот момент для меня выбора нет, только вперед, только победа, смерть я презираю, и если потребуется, отдам жизнь за дело Родины. Но жизнь даром они у меня не отнимут. Дорогие родители, заверяю вас, за меня вам не придется краснеть. Всем же советую: кому положено - учитесь, учите, работайте, счастливо и дружно живите и ожидайте меня с победой.

Ваш сын и брат Владимир.

Адрес: действующая армия , п\п 482 511, ГАП, п/батарея, политруку Емельяненко.

01. 07. 1941 г.»

2-й выпуск курсов младших политруков. Владимир Емельяненко - крайний слева в верхнем ряду.
2-й выпуск курсов младших политруков. Владимир Емельяненко - крайний слева в верхнем ряду.

«…Мне вчера пришлось разговаривать с одним совсем молодым нашим бойцом.

Идем мы по самой передовой (вернее, ползем), нас обстреляли из пулемета. Потом стали рваться мины, - одна, вторая почти рядом… Смотрю, мой боец на лицо побелел. Ты, говорю, что - ранен? Да, нет, отвечает, но что-то сильно страшно! Ну, говорю, иди тогда домой, я дальше сам. И пополз я. Дополз до нужного места, оборачиваюсь - а мой Николай вовсе и не отстает. Ты чего, спрашиваю, не ушел? А я, говорит, вспомнил о вчерашнем письме брата. Пишет, что в освобожденной нашей деревне, куда он попал, все сожгли, отца повесили, мать сгорела с двумя сестрами в доме, где их заперли немцы, сестру угнали. И вот я подумал, что это там было страшно, а здесь что, подумаешь, пули! Хотите, сейчас полезу и забросаю блиндаж немцев гранатами? Конечно, я не разрешил.

Смелость, героизм порождаются преданностью наших бойцов РОДИНЕ, НАРОДУ, а еще больше - непримиримой злобой к варварам рода человеческого. И эта злоба отольется еще оккупантам.

О себе почти нечего писать. Жив и здоров, получил новое звание, «гвардии старший политрук». Желаю вам здоровья, а за меня не беспокойтесь.

Ваш сын и брат Владимир.

20. 08. 1942 г.»

«Папаша, мамаша, передаю вам чистосердечный привет и нижайше кланяюсь, а также передают вам привет мои боевые товарищи Яша и Дима. Привет дорогим сестрам Рае, Кате, Лене, Тонечке и боевой привет Петрушке. Уважаемые мои, живите счастливо, дружно, а я буду здесь бороться до последней капли крови за вашу счастливую жизнь.

Сообщите, получили ли по аттестату деньги, 500 рублей? На днях вышлю еще, специально для Пети, на костюм, купите хороший, денег не жалейте, на память.

Владимир».

Май 1942 г. У разбитого дома при взятии города.
Май 1942 г. У разбитого дома при взятии города.

«Вот уже два года как был я у вас, а кажется, совсем недавно. Время идет здесь очень быстро, незаметно, потому что почти всегда занят, и считать дни некогда. Правда, в редкую свободную минуту припоминаю прошедшую жизнь, вспоминаю вас, дорогие родители. Мой братский привет Кате, Лене, Тоне – кажется и все, а вот было нас много. Ничего, мои родные, придет время, и мы снова соберемся за веселым столом, выпьем за прошлое. Привет знакомым, соседям. Да, поздравьте меня с новым званием майора.

Целую вас всех. Ваш сын Владимир.

04. 06. 1943 г.»

«Дорогая моя мамаша, как живется? Кто с Вами находится? Когда-то нас было очень много, а теперь, наверное, одна Тоня? Я помню, Вы все хотели иметь большую избу, а теперь и эта пустует. Но не горюйте, придет время, съедемся, и снова будет тесно и шумно. Где Петя? Получил от папаши одно письмо. Пишите, получили ли вы мою карточку, справку? Да, поздравите меня с орденом. Целую Вас.

Владимир.

19.11. 1943 г.»

«…Справку я вышлю в следующем письме, в ней будет указано, что Вы находитесь на моем иждивении. И у меня к Вам большая просьба: берегите свое здоровье! Мне давно хочется изменить Вашу жизнь, но обстоятельства так складываются, что я ничего еще почти не сделал. Сам я здоров и крепок, воюю без передышки, да она и не нужна, когда чувствуешь, что дело еще не закончено.

Ваш Владимир».