Найти тему
Роман Апрелев

“Спасти Ленинград”: все плохо

Да, американцы убедили всех, что это они выиграли войну. Да, наши недруги пытаются переложить вину за ее развязывание на СССР. Но что делает Россия, чтобы победить в информационных битвах? Конечно, значительный вклад в формирование массового мнения вкладывают и СМИ, и школьная программа, и сегодня даже блогосфера. Но по-прежнему из всех искусств важнейших в имиджевом плане остается кино.

Кадр из фильма "Спасти Ленинград"
Кадр из фильма "Спасти Ленинград"

Пожалуй, успехи наших кинематографистов тесно увязаны с политикой. Когда были самые заметные международные достижения наших военных лент? В 1943 году “Оскар” получил документальный фильм “Разгром немецких войск под Москвой”. В 1958 году “Золотую пальмовую ветвь” в Каннах получил шедевр Калатозова “Летят журавли”. Ну можно добавить сюда “Оскар” 1968 года за “Войну и мир” (другая эпоха, но все же о победе русской армии). В те годы вклад Советского Союза в победу никому в мире не пришло бы в голову оспаривать. Большинство зрителей еще слишком хорошо все помнили.

Кадр из фильма "Спасти Ленинград"
Кадр из фильма "Спасти Ленинград"

Сегодня совсем другое дело. РФ выпускает много фильмов о 40-х годах. Иногда они получаются даже довольно приличными. Но в лучшем случае для внутреннего потребления. А чаще даже своего зрителя привлечь не удается.

Кадр из фильма "Спасти Ленинград"
Кадр из фильма "Спасти Ленинград"

Тем временем наши бывшие союзники, снимая о войне реже, в цель попадают чаще. Да, они находятся с нами в неравных условиях. Бюджет и знаменитые имена в афише изначально дают некоторое преимущество. Так, скажем прославленному блокбастеру “Спасти рядового Райана” по художественным достоинствам далеко до “Двадцати дней без войны” Германа-старшего или “Восхождения” Шепитько. Но трехчасовой аттракцион, иллюстрирующий американский миф, триумфально прошел по экранам разных стран. Мы тоже пытаемся делать дорогие аттракционы. Помните “Сталинград” Бондарчука? Ну зачем вы в монитор-то плюете? Аж мне на клавиатуру попали. Держите себя в руках, граждане!

Кадр из фильма "Спасти Ленинград"
Кадр из фильма "Спасти Ленинград"

Зрелище на Западе делают лучше. Взять хотя бы недавний “Дюнкерк” Нолана. Это ведь история о том, как наши союзники драпали. Но преподносится как военный успех. У наших кинопродюсеров открывается язва, когда они видят кассовые сборы этого фильма.

Кадр из фильма "Спасти Ленинград"
Кадр из фильма "Спасти Ленинград"

Чем же отвечаем мы? Совсем свежая работа Алексея Козлова “Спасти Ленинград”. Там и компьютерные самолеты, и взрывы - ярко и динамично. Ух, к этому добру бы сценарий! Но о литературной основе у нас почему-то словно забывают. Сценарий Козлов тоже написал сам. Единственная приемлемая зрительская оценка на “Кинопоиске” из всех его трудов у сериала “Чума” - свыше 7 баллов. Все остальное колеблется от 4 до 6 с копейками. Странно было бы ждать чего-то выдающегося.

Кадр из фильма "Спасти Ленинград"
Кадр из фильма "Спасти Ленинград"

В фильме “Спасти Ленинград” плохо все. Даже спецэффекты, которые я с ухмылкой похвалил. Видно же, что нарисованные. Драматургия, персонажи, некстати воткнутая любовная линия. Штамп на штампе. Натужно играют актеры - они изображают то, что написано. Могло бы быть лучше, если б они сами продумали свои роли. Некоторые российские артисты иногда так и поступают, что вызывает большое уважение. Но вообще это не их дело, за это платят другим людям.

Кадр из фильма "Спасти Ленинград"
Кадр из фильма "Спасти Ленинград"

В море тонет баржа с людьми. Злобный сотрудник НКВД не дает сбросить автомобиль с архивом, что могло бы помочь удержать судно на плаву. В органах, действительно, было огромное количество негодяев. Но однобокое изображение - это тоже штамп. В итоге сталкивают за борт рояль. Серьезный конфликт, конечно. Просто все вопросы добра и зла, жизни и смерти разом поставили. На самом деле даже обсуждать по итогам просмотра нечего - нам предложили набор клише. Когда авторы не утруждали себя, рецензент тоже может ограничиться кратким резюме: халтура.

Кадр из фильма "Спасти Ленинград"
Кадр из фильма "Спасти Ленинград"