Найти тему
Психолог тоже человек

Хороший ли я психолог?

Оглавление

Задаю себе этот вопрос каждый день и ответа не получаю. Чаще всего этот вопрос возникает, когда понимаешь, что зашла в тупик с клиентом. Нет ощущения продвижения. Сомневаешься в выдвинутой гипотезе. Или переживаешь, что не можешь помочь «сложному» клиенту.

Проблема психологов в том, что мы не видим психику человека. Мне понравилась метафора о нашей работе, которую я недавно встретила на развлекательном портале.

Представьте, что у вас сломалась машина посреди пустыни. Ни одного автомобиля рядом в течение нескольких часов, ни одного сервиса в округе. Вы звоните механику. Задача – открыть кузов и подробно объяснить, что там происходит. Затем выслушать рекомендации и попробовать сделать что-то с автомобилем. Это и есть психотерапия.

Мы не видим, что творится в голове у клиентов. Полагаемся на наши знания об устройстве психики и рассказ клиента о том, что происходит. Надо ли говорить, что разнообразия в мозгах намного больше, чем в двигателях?

Иногда размышления о том, помогаю ли я клиентам, или мы не двигаемся, или я врежу им, застигают врасплох ночью. Я часами лежу, прокручивая сеансы в голове и размышляя о разных гипотезах и способах обойтись с ними. Думаю, что делать на следующих сеансах.

Иногда тревоги столько, что я просыпаюсь посреди ночи, потому что видела во сне клиентов, и мне кажется, что через сон бессознательное подсказывает о чём-то, что я упускаю, не вижу на сеансах. Но под таким давлением жить тяжело, и я стараюсь заземляться. В конце концов, невыспавшийся психолог явно менее эффективен, чем бодрый. Что помогает не сходить с ума, когда я думаю о своей эффективности как психотерапевтки?

Честность

Я всегда честна с клиентами. Если я не знаю, что делать, то говорю об этом. Клиенту важно понимать, что вы не волшебник или волшебница. У вас нет таблетки, которая делает всё лучше. Сталкиваясь с незнанием специалист_ки, клиент может активизировать собственный ресурс или почувствовать облегчение от того, что и авторитеты тоже бывают в растерянности. Честное «я не знаю», как ни странно, даёт много ресурсов и опоры размышлять вместе, что же всё-таки делать.

Напоминание о том, что я не всесильна

Как бы ни хотелось, я не могу помочь всем клиентам. Очень хочется верить, что если ты делаешь всё правильно, то клиенты «выздоравливают», у них меняется жизнь к лучшему, состояние улучшается.

Мы не можем помочь всем. Даже врачи не могут помочь всем. Бессилие – это самое неприятное, что есть в нашей профессии, и самое важное, о чём стоит помнить. На силе энтузиазма нельзя завести двигатель, сломавшийся где-то в пустыне. Он заведётся, только если вы сработаете как команда. Но некоторые двигатели не запускаются даже в этом случае. Тогда придётся вместе с клиентом долго идти в сторону другого автомобиля.

Возможно, это то, что нужно клиенту

Клиенты приходят с запросами на изменение жизни, но действительно ли они хотят поменять её? Бывает, что окружение клиента настолько токсично, что не допускает никаких изменений. Тогда главная цель терапии – это не сменить работу, найти отношения или наладить жизнь с токсичной мамой, а просто быть достаточной поддержкой для клиента. Однажды эта поддержка поможет ему сделать качественный скачок. Но, возможно, клиент ходит на психотерапию не потому что нуждается в упражнениях, инсайтах и изменениях в жизни. Возможно, ему просто нужно место, где его принимают таким, как есть. Это уже много. Поверьте.

Мы иногда ошибаемся

Как бы это страшно ни звучало. Единственное, что мы можем делать с нашими ошибками, – это признавать и извиняться. Возможно, это станет кризисным, но переломным моментом в терапии. Или нет. Но мы не должны запирать себя в рамках слишком жесткого Супер-Эго. Иначе клиенты не поверят, когда мы будет говорить, что перфекционизм вредит им.

Терапия не всегда должна быть успешной

Иногда лучшая терапия – это то, что на первый взгляд кажется терапией плохой. Например, терапия – это единственное место, где клиент может выразить злость или отказаться от авторитетной фигуры. Тогда резкий уход из терапии может казаться провалом для вас, но быть шагом на пути к исцелению для клиента.

Трудно работать с тем, что не видишь и не можешь потрогать. Мы с вами выбрали непростую, но важную специальность. Чем сложнее работа, тем радостнее слышать в трубке звук заработавшего двигателя (даже если иногда мы сами не понимаем, что к этому привело). Но убивая себя ежедневной тревогой, мы делаем то, от чего каждый день пытаемся уберечь клиентов, – разрушаем себя. Пожалуйста, не забывайте об этом.

А как вы справляетесь с тревогой о собственной эффективности?