Найти тему
В позе Логоса

Не для всех

Прежде я была уверена, и, признаюсь, до сих пор не сдалась окончательно, что если бы люди знали /понимали, какие выгоды может им дать регулярная практика йоги, то занимались бы все и постоянно. Это было бы частью жизни, как чай, кино, домашние животные, Новый год. Именно хатха йога, деятельность тела, постуральная работа, или на худой конец боевые искусства, которые считают себя детищами йоги и в целом подходят некоторым типам людей гораздо больше. Но люди не знают. Не потому, что невежественны, а потому, что для получения этого эмпирического и непередаваемого знания нужно погрузиться в практику. А именно это не для всех представляется возможным.

Йога — как ни крути — аскеза. Организованная по принципу вычитания, она, как настоящая любовь, отнимает у человека самого себя его же собственной волей. Мотивация «чтобы отпустило», одна из самых распространенных на пути самоспасения, приведет в духовный Лас Вегас, где «обрести духовность» выстраивается из сочетания с привычным «обрести», в то время как реальная духовность — это скорее научиться терять.

В психотерапии неврозов суть работы порой сводится к тому, чтобы обеспечить человеку мотивацию к какой-либо деятельности или выбору, создав таким образом искусственную волю к жизни. Такая помощь бывает действительно необходима, но случается, что клиент готов оплачивать деньгами, на зарабатывание которых тратит силы и время, костыль, в котором на самом деле давно не нуждается. Изнутри прирастание к костылю выглядит как облегчение пути, но на самом деле является длительной стоянкой.

Зачастую человек, нырнувший с головой в омут терапии, всплывает на поверхность якобы новой жизни, где все по-другому, но все равно не счастлив. Что-то опять не дает двигаться вперед, создает препоны, отнимает силы, печалит. Опять нужно поднимать себя с кровати, опять нужен костыль — психолог, йога-тичер, учитель, мудрец, старший по званию… Что в таком случае тянет человека к земле? То, что не было потеряно в пути, то, что оценено сверх меры и запрятано в тайник подсознания — ценности из прошлой жизни. То, что не было обнаружено потому, что «костыль» внешней мотивации помогал держаться на плаву и человек ни разу не остался с собой один на один, не провалился сам в себя, в свое одиночество, не погрузился с головой в свой собственный мир, всегда оставаясь вовне.

Базовые личностные ценности — то ядро, вокруг которого закручивается вихрь наших желаний, мыслей и действий.

Невроз — это не просто механизмы выживания ребенка в токсичной среде. Это механизмы выживания, просочившиеся в базовые ценности. Ребенок вырастает, и эти механизмы начинают ненавязчиво формировать его жизненный путь — так образовываются невротические судьбы разных степеней тяжести. Если человеку в базовые ценности встроилась установка, например, «быть лучше других», нигде ему не будет счастья, какими бы духовными путями он не ходил. И сам Господь не в силах будет ему помочь, потому что наделил человека свободной волей, инструментом исполнения желаний.

Воля — это не приложение усилий к осуществлению мотива. Мотив как лебедка, работает сам. Воля — это приложение усилий к выбору мотива. Она залегает на гораздо более глубоком уровне сознания, чем принято считать. То, что люди массово считают волей, является скорее усилием или, в случае невроза, насилием, прилагаемым к действию или к себе. И кажется, что кто-то более «волевой», кто-то менее, у кого-то «характер» , а кто-то тряпка… Нет, мы все обладаем этой штукой в равной степени, в той, которая позволяет нам ВЫБИРАТЬ.

Воля, подобно дыханию, действует независимо, но в случае необходимости мы способны взять её под свой контроль. Рождаясь из базовых ценностей личности, воля в «самостоятельном» режиме создает мотивацию, которая запускает жизнь. Все хорошо, если базовые ценности соответствуют жизненным целям личности. В неврозе этого соответствия нет. Цель стоит «от ума», а воля работает от травмы. И нужна помощь, чтобы вырваться из круга, который часто затягивается в спираль, направленную, вопреки усилиям, вниз. Вместо воли невротик наделен талантом к насилию. Механизм выживания в базовых ценностях создает войну там, где её нет. Ведь иначе выживать не нужно. Именно поэтому годы психотерапии, практики в классах у всех возможных учителей и гуру, потому что «не могу заниматься дома», не дают результата, не создают перемен — не смотрит человек внутрь себя, не остается с собой один на один. Держится за костыль, ибо так легче, безопаснее, веселее. В страхе новой боли невротик боится делать шаг и попросту не делает его, ожидая тем не менее, что жизнь — это эскалатор, и он все-равно куда-нибудь переместится.

Нас меняет только боль. Боль нужно принять, не струсив, повалиться в неё, увидеть, что стоит за ней, что её порождает. И там, в этой мутной глубине многое станет очевидно.

Осознанная практика йоги рано или поздно позволяет прокрасться в святая святых — в настоящего себя. И здесь происходит чудо, как с мальчиком Нарциссом, мы видим себя и выбираем, любить или нет. Взять на себя ответственность за то, каковы мы, или тошниться от самого себя и нанять уборщицу. Люди, работающие преимущественно с головой, идут по этому пути медленней именно потому, что ум, цепляясь за идеи, постоянно врет себе, прикидываясь здоровым. Тело сокращает путь, приводя нас в резонанс с мирозданием.

Практика демонстрирует принцип образа действия, направленный на самого себя, и это дает потрясающий результат. Человек начинает чувствовать на собственной шкуре, что именно он транслирует в мир. На собственной пояснице понимает своё приспособленчество, нестабильность, изменчивость, претензии. На собственных стопах понимает, как болезненно для него опереться на мир, опереться на себя. На своих плечах понимает, как он держится за то, что его обременяет. В перевернутых, испытывая боль в шее и голове понимает, что он опирается только «на голову», а значит верит только в иллюзии, мистификации сознания, и не верит, не желает следовать на самом-то деле законам мира, ни физическим, ни божьим.

Практика помогает осознать возможность НЕ ДЕЛАТЬ себе больно, научиться пропускать страдание сквозь себя без сопротивления, позволяя ему изменить себя, но не позволяя ему влиять на решения, дела, жизнь. Потому что жизнь все-таки состоит из любви. И покуда мы любим страдание, покуда ценим, мы будем стремиться к нему. Осознав эту привязанность, нащупав в собственной темноте и тишине её выгоду, мы можем дернуть корень и пойти себе жить свободно, учась настоящей любви и радости.

Да, йога - не для всех. Для йоги нужна смелость и честность. Но йога, как и самое жизнь, есть путь изменений и узнавания. И научиться можно чему угодно, даже преодолевать свой страх. Важно — хотеть. А этого у человека никто никогда не отнимет, кроме него самого.