Пластинка – это музыка, втиснутая в винил.
В Советском Союзе диски фирмы «Мелодия» были самыми дешёвыми носителями музыкальной информации. Давайте сравним: бобина катушечного магнитофона (525 метров) стоила 7 рублей 05 копеек, кассета МК-60 – 4 рубля, а самый ходовой диск, например, лицензионный альбом Boney М «Night Flight To Venus» тянул всего лишь на 3 рубля 50 копеек. Миньон (вне зависимости от статуса исполнителя) обходился меломану 50-70 копеек.
Диск-гигант отечественного ВИА стоил в пределах 1 руб.70 коп. – 2 руб.15 коп. А двойной (кстати, креативно оформленный) черно-белый альбом «Речь Л.И. Брежнева на XVII съезде Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи 23 апреля 1974 года» продавался всего за пятьдесят копеек. Была развита система уценки товара – залежалые пластинки спихивали по цене 10 копеек. Именно за эту сумму я приобрёл в 1988 году в магазине «Уцененные товары» диск-сборник хитов группы «Джетро Талл» (Jethro Tull). Рядом, кстати, лежали пласты Валерия Леонтьева, ВИА «Лейся, песня» и азербайджанского джаз-банда…
К чему я это говорю? Да к тому, что пластинки в СССР были развлечением, доступным каждому. Конечно, многие записи, тоннами заполнявшие прилавки отделов «Грампластинки», не представляли интереса для истинных меломанов. Но, при этом, фирма «Мелодия» не являлась благотворительной организацией – ей тоже надо было выполнять план и приносить доход в казну государства. Поэтому, в 70-х на прилавках начали регулярно появляться миньоны «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Свит», «Криденс», «Уингс» и т.д. Выпускались по лицензии альбом Джона Леннона «Imagine», сборник песен Пола Маккартни, сборник Элтона Джона и т.д. и т.п.
С 1973 по 1975 года находчивые советские издатели клепали серию пластов «Мелодии и ритмы», где на голубом глазу штамповали песни, которые возглавляли верхние строчки хит-парадов в разных странах. Тут вам и битлы и роллинги и дипперплы и саймон с гарфанкелем. Не думаю, что авторам платили гонорары – скорее всего наши товарищи банально пиратствовали.
Ещё один забавный момент! В традициях советской музыкальной индустрии была популярна такая тема: выпускают, к примеру, в 1979 году миньон – с одной стороны два хита шведского квартета АВВА, а с другой стороны… ВИА «Ялла». Ну, типа музыка в нагрузку.
А еще был журнал «Кругозор» - иллюстрированное издание с аудиоприложениями в виде гибких грампластинок. Издавался с 1964-го по 1992 год. Ежемесячный тираж – 500 000 экземпляров. По моему глубокому убеждению, редколлегия «Кругозора» чхала на пропаганду и вообще «краёв не видела» - в каждом номере выпускали две песни якобы запрещенных в СССР западных исполнителей. Штамповались гибкие пластинки с хитами Suzi Quatro, Queen, АВВА, Bee Gees, Brotherhood Of Man, Eagles, Richie Family, Elton John, Ринго Старра, Энгельберта Хампердинка, Сальваторе Адамо, Хулио Иглесиаса, John Lennon, Middle of the Road, Pink Floyd, ELO, Badfinger, UB40 и т.д. Скорость подачи тоже была оперативной. Советский меломан, купив журнал «Кругозор», мог послушать «Отель Калифорния» (Иглз) в приличном качестве, спустя всего полгода после выхода сорокопятки в Штатах.
Резюмирую: Если кто-то скажет вам, что западная музыка была в СССР под жестким запретом – можете смело кинуть в него камень! А лучше дайте ему ссылку на каталог продукции фирмы грамзаписи «Мелодия» - в Союзе издавались (пусть не альбомами, пусть малым тиражом) практически все звезды мировой поп и рок-музыки.