Отрывок" Фокусное расстояние ". Телевизионная кухня из 80-х.
Яркое утро, солнце пока еще не сильно разогрело город, но чувствуется, что будет жарко. Миша привез меня к одному из Храмов и распорядился:
- Скоро съемочная машина подъедет, там будет Федя, с ним сегодня болтайся, а я -занят!
Сказал, как отрезал, и побежал вниз с пригорка на остановку автобуса.
Я заинтригована: Федя, как он меня найдет? Впрочем, у Храма не так много людей и, в любом случае, я увижу камеры, аппаратуру, значит, там будет брат-невидимка. И он должен быть похож на Мишу, близнецы, однако.
Время идет, съемочного автобуса нет. Я в очередной раз обхожу круглую клумбу с цветами, а точнее, розами всех цветов - от белых до сизых. Красота, аромат и …горячий асфальт, уже палящее солнце….. а лавочек нет, и тенечка тоже нет.
Стою. Потом брожу, как потеряшка. Уже злюсь... потею! Волосы длинные, плавно спускаются по плечам, жарко, надо бы собрать их в хвостик, но это по-детски как-то, тем более, должен появиться принц , а я - с хвостиком или косой! А потому, буду париться, погибать, но останусь красавицей.
Хожу, считаю розы...Раз, два, три, пятьдесят пять.... и....
- Вы Танечка?-и холодная рука со спины опустилась мне на плечо.
- Ой.... я.....
Оборачиваюсь.
- Это .... как это..., - от неожиданности я забыла имя.
- Федя, собственной персоной, будем знакомы, Миша мне про тебя все рассказал, значит тоже журналистом будешь, и на телике хочешь работать и .... - он пристально посмотрел мне в глаза , несколько секунд не отводил взгляд и потом почему-то ухмыльнулся.
- Что?
- Я подарю тебе розы..... - задумчиво сказал он, осматривая меня и как будто «кадрируя» пленку.
- Да, конечно, розы, - красивое начало, - недоверчиво сказал я, - еще скажи вот эти все. И я очертила взглядом клумбу и дальнейшие аллеи с розарием.
- Эти все розы, - ответил он.
- Поэтично, но...
- Эти все розы и .... кино! Рад с тобой познакомиться, - заявил он, как бы подводя итог нашей встречи и удовлетворённый тем, что я оправдала его ожидания или совпала с тем образом, который у него сложился после многочисленных рассказов мамы и брата обо мне.
Я в свою очередь, не строя девчачьих иллюзий, поняла одно, этого принца, я точно уже где-то видела! Ах, да, видела почти такое же лицо на его брате, но в этом, почти с такими чертами, было все иначе. В лице Феди мне показалась больше лирики и грусти, больше взволнованности и скрытого мужества, какая-то плаксивость и отчаяние, утонченность и таинственность.
«Вруша, ох и вруша!!!», - сделала я вывод, однако, вдруг почувствовала , независящую от моих умозаключений, неведомую тягу к этому человеку.
-Пошли, нас ждут, великие дела, уже и камеры выставили.
Он так же, как его брат, схватил меня, как ребенка за руку, и потащил к съемочной группе, вот только ладонь его в отличие от руки брата, была холодной, а пальцы тонкие и легкие.
Эльф! Ох, и эльф!
На площадке шла движуха. Стояли две камеры, уточню: две кинокамеры на штативах, возле каждой - оператор. Звуковики со своими диктофонами, ассистенты с журавликами и огромными микрофонами, много осветительных приборов, пару девушек, с тетрадками и папками, маячили туда-суда.
Федя восторженно рассказывал мне свою задумку, как будет снимать панораму, статику, а затем интервью с историком и потом надо сделать пару лайфов на экскурсии.
-Будешь моим ассистентом?
- Ладно,- соглашаюсь, не понимая, что делать.
- Сейчас начнем снимать интервью не снимая,- распорядился Федя, - держи микрофон, ты работаешь на камеру напротив. За ней параллельно стоит вторая камера, вот она и будет снимать. Но огонек у нее не будет гореть. Мы его закрыли. А ты вроде репетируешь, спрашивай у историка про это место, пусть говорит, но вроде ты и не снимаешь его. Поняла?
- Зачем так делать?
- Понимаешь, когда люди видят камеру , то говорят скованно, не ярко, а когда их не снимаешь, как-то эмоциональней у них получается. Вот мы и запишем два дубля, один репетиционный и второй настоящий, а потом посмотрим, какой лучше получился. Хочется, чтобы у меня в фильме эксперты говорили живо, эмоционально. Все- таки первый большой фильм!!!!
- Волнуешься?!
- Нет, боюсь, но знаю что делать, - уверенно заявил Федя.
Мы так и снимали нашего историка. Я волновалась, мне казалось, мы совершаем преступление, обманывая героя, но это чувство было во мне в первый и последний раз. Сколько потом еще приходилось придумывать уловок, и снимала скрытой камерой и камера была у меня в часах и ручке. И все ради информации и хорошей картинки.... но это было потом, а сейчас я впервые принимала участие в съемках фильма на пленку.
Федя снимал документальный фильм о Киеве, это была его и дипломная работа и первый заказ от Киевнаучфильма.
В этот день я ещё участвовала в массовке, умно стояла возле экскурсовода, поддакивала; потом меня гоняли по аллее с розами: то так пройдись, то эдак.
В последующие несколько съемочных дней мы ездили по разным историческим местам и храмам. Было интересно, и я получила колоссальный опыт работы в группе документалистов.
Помню, что ради одного кадра , Федя решил снять восход солнца над городом, они с братом несколько дней ловили эту картинку на крыше дома, а солнце не всходило так, как надо: то дымка над городом, то туман, то тучи, то дождь.... Наконец-то у них кадр удался, но увидеть его сразу ведь не возможно, надо было прежде проявить кинопленку. Процесс тогда был не такой быстрый, как сейчас.
Фильм вышел осенью 1981 года. А вот посмотреть его мне удалось только через 30 лет.
Глава 6
Кто владеет композицией, то уже на половину гений
Параллельно киевские ребята еще снимали другие фильмы. При этом продолжали учиться своему мастерству. Федя очень живо рассказывал о секретах кинотворчества, и самая главная для него тема была, в то время, и стала фишкой всего его творчества, тема - секреты композиции.
Как-то загрузив меня теорией, он решил наглядно объяснить суть этого важного закона. Мы пошли в церковь.
- Смотри внимательно на икону Святая Троица, вот видишь линии, перевернутый треугольник, перспектива не сужается , уходя вдаль, а расширяется. Казалось бы, нарушение перспективных законов, но в том то и притягательность этой картины, и таинство Рублевского мастерства.
Я присмотрелась и действительно, стол, за которым сидит Святая Троица, представлен открытой чашей.
- Наблюдай за символами, смотри на этой иконе у Мадонны белая лилия в руках, символ власти, а там другой цветок. И каждый что-то обозначает. Здесь на ней мантия красная, а там синяя. Картины - это книги, только их надо уметь читать. Так и у нас в документалистике, каждый кадр должен быть историей, должен о чем-то рассказывать и быть божественно пропорциональным, как Золотое сечение.
- Понимаешь?
- Наверно, понимаю, но не представляю пока.
- Главное помни: Кто владеет композицией, тот уже на половину гений, сказал Пушкин.
- Ну, если Пушкин сказал, значит, понимаю…
Эту тему Федя не забросил и впоследствии, когда стал создавать свои, фильмы - спектакли, документальные ленты. Уроки по кинокомпозиции Федора Лебедева можно посмотреть в Ютубе.
Еще он интересовался съемками под водой и свою задумку осуществил - снял пару фильмов с подводными съемками. Все это было потом, на протяжении тридцати лет. А тогда, они с братом только начинали свой творческий путь, я же смотрела на них, уже как на великих мастеров, и гордилась дружбой с ними.
- А, правда, что ты создавал мультик Пластилиновую ворону?- задаю вопрос Федору.
- Кто тебе такую байку рассказал?
- Твой брат.
- Ну? Если брат, тогда точно, можно сказать учил ее ходить, эту ворону, - улыбнулся Федя, - толькоя был там не режиссером, а оператором первой части фильма, и снимали ее действительно у меня в студии, где я сейчас работаю в Доме пионеров.
- Здорово! - не скрывала я восхищения.
- Ты талантище….
- Ха, талантище, я только начинаю, вот хочу научиться снимать под водой, - поделился Федор своей мечтой.
- Ой, это же так страшно, вот под воду я не буду проситься к тебе на съемку.
- Так сам еще и не пробовал, но обязательно научусь, - заявил он.
На том разговор о будущих творческих планах мы завершили. Благо еще не снимал Федя под водой, а потому на суше мне удалось побывать на других его съемках. Например, на съемке музыкального клипа, они писали Ирину Камбурову. Ой, и замечательно она поет вживую. Открытием для меня было и то, что на телевидении все всегда поют под фонограмму, так как другого совмещения звука и картинки при записи нет.
Много фокусов таит в себе видеопроизводство, и их тщательное соблюдают и хранят телемастера, впрочем, в каждой профессии есть свои фишки и свои секреты.
Валентина Фёдоровна тем временем, пока ребята грузили меня теорией и практикой тележурналистики, съездила в пару командировок, а потом «многостаночно» писала материалы. Работала, как все мамы-журналистки, вечерами, или ночью, когда в доме наступала тишина. Она за свою творческую карьеру создала много интересных и значимых сценариев, на основе некоторых даже были сняты телесериалы, например «Царевна» и большие фильмы. Ее уважали и хвалили знаменитые друзья и соседи по «Переделкино», где она одно время жила: Пастернак и Чуковский.
Одна из важных тем для ее сценариев была авария на Чернобыльской АЭС, однако фильм так и не вышел в эфир, уже началось перестроечное время, и Украина стала самостоятельной. Почему Чернобыль? Потому, что в первые дни после аварии 1986 -1987 годах Миша проводил видеосъёмки на Чернобыльской атомной станции, снимал последствия страшной трагедии, и конечно, ей как маме, которая переживала за своего сына и как журналисту - есть, что рассказать миру. Однако, правда не всегда нужна и только время все расставляет на свои места. Наверно, до сих пор еще время не пришло!
Так вот, Валентина Федоровна, как и предчувствовала моя дорогая мама, действительно стала примером для меня в тележурналистике и впоследствии, я немного даже копировала ее стиль письма.
Но все это было потом…..а в ту, мою первую поездку в Киев, происходили и другие замечательные события, которые , напрямую и не связаны с будущей профессией, но запомнились….
Мы с ребятами часто гуляли по городу, со стороны можно было смело назвать нас - святой троицей: два высоких, статных, чернявых парня и посередине, взяв обоих под руки, юная особа, в шифоновом прозрачном платье и русыми по пояс волосами. Так мы и прошли по жизни, крепко взявшись за руки на расстоянии, горячо влюбленные в телевидение…
А розы для меня, Федя, как и обещал, все- таки собрал….
В один из дней, когда я вернулась домой во Владивосток, я получила по почте маленькую бандероль, в которой колесиком была свернута 8-ми миллиметровая кинопленка. Просмотрев ее на свету, я увидела в каждом кадре розы…
Он, действительно, подарил мне и кино, которое я посмотрела через 30 лет, и розы, которые до сих пор не завяли и остались в моей жизни....
Ваша Татьяна Тес
Понравился материал, ставьте ЛАЙК .
Буду вам очень признательна, поделитесь статьей в своих соц сетях (нажав на логотип соц сетей ), чтобы и другие люди могли увидеть материал.
Будем вместе узнавать новое и идти вперед!
мой канал на Проза ру
блог на Livejournal
мой канал Яндекс Дзен