Найти тему
Максим Спиридонов

Как правильно давать обратную связь сотрудникам?

Современный бизнес — заложник своих сотрудников. От энергии, вовлеченности в общее дело и экспертизы ключевых людей зависит почти все. Кто-то из «незаменимых» теряет азарт или выпадает из команды? Пиши пропало.

Было время, когда помня о важности ключевых людей для бизнеса, я старался общаться с каждым предельно бережно. Я опасался, что менеджер может быть недоволен нашей коммуникацией и уйдет из компании. Давая обратную связь, особенно негативную, я мялся, тщательно подбирал слова, смягчал формулировки.

❗Как итог — часто меня просто не слышали, приходилось повторять одно и то же многократно.

Думаю, что за завесой моей деликатности люди не чувствовали сути и важности высказанных претензий. Либо (что тоже случается) считали деликатность слабостью, поэтому не принимали мои слова, как призыв к действию.

В последнее время я все больше прихожу к выводу, что сглаживание углов в критике может сослужить медвежью услугу: в попытке смягчить формулировки скрадывается острота проблемы.

Правила обратной связи, которые я могу сформулировать сегодня:

✅ Давай обратную связь быстро и предметно.
✅ Обязательно хвали, если есть за что. Делай это искренне.
✅ Обязательно критикуй, если есть за что.
✅ Критикуй один на один, если только эта критика не нужна, как воспитательный элемент для всей команды.
✅ Говори о проблеме, не переходи на личности.
✅ Не нагружай обратную связь эмоциональным компонентом. Не помню, чтобы я когда-нибудь повысил голос на сотрудника (а иногда, пожалуй, следовало бы).
✅ При этом не играй в дипломатию. Если что-то идет не так, называй вещи своими именами без попыток подсластить пилюлю.
✅ Убеждайся, что суть сказанного ясна коллеге.
✅ Заканчивай негативную обратную связь позитивным выражением надежды на то, что человек сможет исправить обозначенную проблему.