Найти в Дзене
Салават Вахитов

Зия Нуриев: Как снимали Хрущёва

Зия Нуриев, в 1957—1969 гг. — 1-й секретарь Башкирского обкома КПСС
Зия Нуриев, в 1957—1969 гг. — 1-й секретарь Башкирского обкома КПСС

Во время пребывания в Башкирии Никита Сергеевич был в хорошем настроении. Он мне говорил о предстоящем Пленуме ЦК КПСС, сказал, что на этом Пленуме выступит с докладом, внесет новые предложения, направленные на дальнейшее развитие сельского хозяйства страны. После возвращения из поездки по стране он вместе с Микояном поехал в Сочи на отдых.

Пленум ЦК, на котором решалась судьба Хрущева, состоялся через два месяца после посещения им Башкирии. Некоторые думают, что вопрос о Хрущеве обсуждался сразу на Пленуме. Нет, до Пленума два дня, 13—14 октября, заседал Президиум ЦК. На заседании председательствовал, как обычно, сам Хрущев. В течение двух дней он слушал критику в свой адрес.

Как мне рассказывал Л.Н. Ефремов, участник заседания Президиума ЦК КПСС, члены Президиума, кроме Микояна, заранее договорились снять Хрущева со всех постов. Это подтверждалось дружной критикой в его адрес.

-2

Первым на заседании, так сказать, для затравки, выступил Л.И. Брежнев. Он говорил, что у членов Президиума возникли вопросы, в частности, по поводу совещания, на котором Хрущев выдвинул предложение о составлении плана развития народного хозяйства на десять лет вместо семи, и по поводу разделения обкомов партии на промышленные и сельскохозяйственные, что противоречило ленинским указаниям, а также в связи со множеством структурных изменений в сельском хозяйстве и в промышленности.

«Члены Президиума, — сказал Брежнев, — отмечают, что в решении важных вопросов у нас нет коллективного глубокого анализа. В последнее время в обращении с членами Президиума и другими ответственными работниками вы допускаете грубость и приклеивание ярлыков. Важнейшие государственные вопросы вы, Никита Сергеевич, решаете за обедом, проявляете капризность, нежелание прислушиваться к мнению товарищей из руководства.
Учитывая все это, члены Президиума посчитали нужным с вашим участием обсудить положение, которое сложилось в Президиуме. Нам не понятны ваши шаги, ваше поведение. Когда готовился Пленум ЦК КПСС, вы уехали с группой товарищей на юг, пишете доклад, готовите материалы и предложения, но мы ничего не знаем об этом, об этих документах. Поэтому мы решили пригласить вас и Микояна приехать с юга для обсуждения возникших вопросов».

Отвечая на критику Брежнева, Хрущев сказал: «Работа у нас идет нормально. Я готовлюсь к Пленуму ЦК КПСС. У меня отпуск, и я отдыхаю на юге. Зачем потребовались такие действия? Для чего?»

Хрущев пытался продолжить свою речь, но из-за стола последовали возгласы: «Вы не спешите со своей речью. Подождите. Послушайте нас, что мы скажем!»

Хрущев отвечал: «Пожалуйста, говорите». Затем выступили все члены Президиума в духе полной поддержки критики, высказанной Брежневым. Даже А. И. Микоян критиковал Хрущева за то, что он окружил себя подхалимами, поступил неправильно, разделяя областные комитеты партии. Вместе с тем Микоян высказался за то, чтобы Хрущев остался в руководстве партии.

С особо острой критикой в адрес Хрущева выступил А.Н. Косыгин. Он сразу отверг предложение Микояна оставить Хрущева в руководстве партии.

«Давно уже было видно, что стиль работы Хрущева не ленинский», — заявил Косыгин. Далее он сказал: «Вы противопоставляете себя Президиуму ЦК, вы ни с кем не считаетесь, никого не выслушиваете до конца, обрываете. Ваш стиль работы не годится. Вы занимаетесь интриганством. Вы запутали огромное дело с народнохозяйственными планами, заявив, что нельзя выполнить семилетку, а надо разработать новый план на 10 лет.
Это вызвало международный скандал, так как наши союзники работают по согласованным с СССР планам. Вы допускаете ошибку в том, что единолично держите в своих руках все вопросы обороны. Члены Совета обороны к работе не привлекаются. Вы, по существу, ликвидировали Пленум как орган, который призван контролировать Президиум ЦК. Полностью нарушена ленинская традиция проведения пленумов без аплодисментов. Иногда наши пленумы похожи на политический митинг».

Косыгин предложил не допускать впредь, чтобы посты первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР занимал один человек, ввести должность второго секретаря ЦК, так как не должно быть вакуума в руководстве деятельностью Центрального комитета партии. Он предложил также поручить Л.И. Брежневу открыть Пленум ЦК КПСС, а М.А. Суслову сделать на пленуме сообщение о настоящем заседании и решении Президиума ЦК КПСС.

Подводя итоги обсуждения, Брежнев сказал: «Многие промахи и ошибки в делах — результат неправильных действий и руководства Хрущева... Хрущев не может оставаться в руководстве». Он предложил освободить Хрущева от работы первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. «Пусть Н.С. Хрущев, — сказал Брежнев, — учитывая все обстоятельства, в интересах дела лично попросит Пленум ЦК КПСС освободить его от своих обязанностей».

После этого слово было предоставлено Хрущеву. В своем выступлении он сказал:

«Все свои силы в работе я отдавал партии. Я не ожидал такой критики. В 1957 году, когда мы вместе боролись с антипартийной группой Маленкова, Молотова, Кагановича, я твердо знал, что они выступали против политики партии, пытались свернуть ее с ленинского пути. Я хорошо усвоил мысль Сталина, что если при проведении линии партии есть два мнения, то одно из них должно быть убито. Но сейчас передо мной сидят мои товарищи (Г.И. Воронов с места крикнул: «У вас нет здесь товарищей!»), со многими мы долго вместе трудились, вместе воевали в Великую Отечественную. Поэтому я не могу бороться против вас. Я старался все делать так, чтобы было лучше партии, лучше народу».

Обращаясь к Брежневу и другим членам Президиума, Хрущев сказал:

«Многие принципиальные вопросы мы решали вместе со всеми членами Президиума. Почему же сейчас вы всю ответственность перекладываете только на меня одного? Считаю это несправедливым. Но если вы считаете, что я должен уйти, пожалуйста, я подчинюсь вашему требованию. Напишите решение так, как считаете нужным. Я подпишусь под этим решением».

После выступления Хрущева было решено, что на Пленуме ЦК КПСС от имени Президиума ЦК выступит М.А. Суслов.

В тот же день, 14 октября, через два часа после завершения заседания Президиума в Свердловском зале Кремля состоялся Пленум ЦК КПСС. Я, как член ЦК, участвовал в этом Пленуме. Суслов на Пленуме не делал какого-либо доклада. Он лишь сообщил, что на заседании Президиума ЦК рассмотрен вопрос о работе Н.С. Хрущева и о его ошибках.

Суслов зачитал постановление Президиума ЦК КПСС. Никто не выступил на этом Пленуме ни за, ни против Хрущева. Ничего не сказал и сам Хрущев, который сидел за столом Президиума и молча выслушал все, что о нем говорилось в постановлении. Члены ЦК КПСС решение Президиума ЦК поддержали единогласно. С общей оценкой деятельности Хрущева я, как член ЦК, согласился и проголосовал за принятие этого решения.

Как бы бравируя смелостью, проявленной в осуждении живого лидера страны, Л.И. Брежнев бросил из Президиума в зал реплику, мол, наши сегодняшние действия и решения — это не то что раскритиковать мертвого Сталина за культ личности.

Так закончилась эпопея, которую называли «славным десятилетием», когда партией и Правительством страны руководил Н.С. Хрущев.

Октябрьский (1964 г.) Пленум ЦК КПСС, хотя на нем не была развернута полная характеристика положения в партии и в стране, занял заметное место в нашей истории.

В газетах было опубликовано короткое постановление Пленума, в котором отмечалось, что Н.С. Хрущев освобождается от занимаемых им постов в партии и Правительстве в связи с преклонным возрастом и состоянием здоровья. На Пленуме Л.И. Брежнев был избран первым секретарем ЦК КПСС, А.Н. Косыгин рекомендован на пост Председателя Совета Министров СССР.

(Из книги: Зия Нуриев. Книга-альбом / Сост., авт. вступ. ст. Ямалов М.Б. - Уфа: Китап, 2015. - С. 287-289)