На рынке недвижимости все понимают, что цена в объявлении не конец, а только начало. В США существуют два основных типа рынка: Рынок покупателя и Рынок продавца. Ну конечно, бывает и третий – болото, но сейчас не об этом.
На Рынке Покупателя вся сила за ним. Выпендривайся как хочешь: домов много, Продавцы очень хотят продать и устраивают танцы перед Покупателями на все мелодии, что знают. Цена, при этом, в торгах стремится вниз, покупатели предлагают низкие цены, особо не боясь, что сейчас кто-то из-за угла перебьет лучшим предложением. Особенно если дом долго на рынке. Реальное пребывание дома на рынке видят все риэлторы.
На Рынке Продавца ситуация ровно противоположная. Конкуренция за дом большая, часто цена может расти по принципу аукциона. Делая ценовое предложение приходится все время быть “на чеку” и особо “не зарываться”, так как схватят дом по высокой цене, и глазом моргнуть не успеешь. Чаще всего такой рынок превалирует в Калифорнии, например.
Понятно, какой тип рынка нравится каждой из сторон. Но чем же еще можно “управлять” подавая предложение о покупке, кроме цены?
1) Сроки закрытия сделки. Чаще всего продавцу, выставившему дом на рынок, хочется продать его как можно быстрее. Поэтому сделки за живые деньги привлекательнее всего. Нет рутины по оформлению финансовых бумаг, подтверждений дохода, получению кредита и прочее. Титульная компания может сработать за неделю по проверке документов на дом, быстро сделал инспекцию, и вуаля – через дней 10 дней у Продавца деньги – у Покупателя дом. Если идти традиционным путем, через получение ипотеки или других вариантов финансирования (например, самим Продавцом), стандартный срок сделки 30-45 дней. Мои фин партнеры, как правило, могут закрыть дней за 20, за что я их нежно люблю. С большими брендоваными банками работать не выгодно, так как ставки выше, как правило, нет персонального подхода, который мы ну очень любим, и бюрократическая машина неповоротлива. Продавцу надо отчалить в отпуск? Переехать в другой город? Купить кольцо с брулиантом любимой девушке? Дата закрытия сделки может стать важным аргументом, чтобы принять предложение покупателя.
2) Согласие на оформление сделки в компании Продавца (вернее компании, с которой работает Риэлтор Продавца). Как правило, при выставлении на рынок, Риэлтор уже отдает документы (открывает Титул) в компании, с которой предпочитает работать. Агент покупателя может предпочесть свою компанию. Покладистость действует на продающую сторону положительно.
3) Когда что-то предлагается “отнять”, что-то можно и нужно уметь дать взамен. Никому не должно быть обидно выходить из сделки как оплеванным. Предметами торга могут выступать дополнительные пункты такие как: мебель, техника, интерьерные аксессуары, которые могут идти как “нагрузка” к дому, а могут быть куплены у хозяина по сходной цене. Также бонусами могут быть оплаченные страховки вперед, годовая гарантия на “внутренности” дома, погашение части расходов по сделке.
Правильное, красивое сочетание всех этих параметров в купе с пониманием ситуации продавца дает быстрые результаты. Вернее, давало бы, если бы Покупатели всегда прислушивались к опыту своего Риэлтора и здравому смыслу.
В этой связи еще хочется отметить, как важно Риэлторам дружить, а не враждовать. Взаимные войны не приносят, как правило, никаких долгосрочных результатов. Урвать здесь и сейчас без перспективы работы в будущем - сомнительное удовольствие, если это не последняя сделка в карьере. Я в своей работе большое внимание уделяю общению с риэлторами. В процессе сделки можно многое узнать про условия той или иной стороны, не нарушая ничьих интересов.