Вы решили, наконец, создать свой бренд, поэтому обратились в агентство. Точнее, стали «мониторить» услуги и стоимость, а вместе с этим узнали много новых слов.
Брендбук, логобук, гайдлайн, руководство по фирменному стилю… Что из этого нужно именно вам? К сожалению, агентства не всегда дают правильную интерпретацию для терминов, поэтому мы спешим ввести вас в курс дела.
Брендбук – книга бренда
Это официальный документ компании, в котором содержится вся главная информация о бренде: миссия, цель, философия, ценности, уникальные преимущества, описание целевой аудитории бренда, коммуникационная политика.
Для кого?
Брендбуком пользуются маркетологи, ТОП-менеджеры, директора компаний.
Для чего?
Это главная книга бренда, которая содержит максимум данных и помогает принимать решения о развитии компании. Исходя из описания бренда, изложенного в брендбуке, разрабатывают стратегию продвижения и продумывают рекламную кампанию.
Брендбук формируется по результатам длительного процесса разработки бренда: он как бы собирает результаты исследования, разработки концепции, названия, слогана, логотипа и фирменного стиля. Соответственно, за его разработку обычно стоит наиболее высокая стоимость.
Гайдлайн – руководство по использованию фирменного стиля
Этот термин произошел от английского guide – гид. Эта книга – гид по стилю. По-другому ее еще называют «паспорт стандартов». В гайдлайн входят стандарты применения логотипа и элементов графики (фирменного стиля). В нем подробно изложены все «можно» и «нельзя»: какие цвета, шрифты, элементы и фоны могут использоваться в рекламе бренда.
Для кого?
Гайдлайн важен для дизайнеров, которые создают для вашей компании рекламу для журналов, биллбордов, верстают листовки и даже делают сайт.
Для чего?
Чтобы результат работы дизайнера выглядел одинаково стильно, и ваш бренд можно было узнать даже без логотипа, просто глядя одним глазком на баннер.
Обратите внимание!
Некоторые агентства под обложкой «брендбука» продают именно гайдлайн. Распознать его очень легко: гайдлан обычно начинается с главы «Логотип» и содержит описание только графики бренда. Как мы писали выше, настоящий брендбук более серьезный и содержательный документ.
Логобук – специализированная книга
Название говорит само за себя: в эту книгу входит максимально подробное описание логотипа компании, а также описываются возможности его использования. По-хорошему, если вы заказываете в агентстве только разработку логотипа, то вам должны не просто передать файл с лого, но и предоставить такую книгу. Конечно, все зависит от стоимости услуги, а также от принципов работы агентства.
Для кого?
Логобук нужен, опять же, для дизайнеров. Если полноценного гайдлайна нет, логобук станет помощником при верстке макетов.
Для чего?
Если есть правила, значит логотип всегда будет размещен в макетах по одному принципу. А это помогает вашей аудитории узнавать и запоминать бренд.
Кат-гайд – книга для подрядчиков или партнеров
Кат-гайд представляет собой усеченный вариант брендбука или гайдлайна: убираются все главы о философии и ценностях компании, остается только информация, нужная для производителей рекламной продукции или конструкций. В кат-гайд обычно входит часть гайдлайна, посвященная сувенирной продукции, деловой документации и полиграфии, вывеске. В кат-гайде прописаны стандарты изготовления: материалы, тип изготовления, способ нанесения печати и т.д.
Для кого?
Подрядчикам или специалистам из филиала компании, которые отвечают непосредственно за реализацию всех рекламных идей.
Для чего?
Для унификации производства. Результат будет предсказуемым и всегда одинаковым. При этом исполнители получат именно ту информацию, которая им нужна для работы, без лишних глав о философии и ценностях.
Что заказать?
Можно выбрать один из путей:
Идеальный путь. В этом случае вы заказываете полноценную разработку бренда и получаете брендбук, а также дополнительно – гайдлайн или кат-гайд (агентство может сформировать эти книги по вашему запросу отдельно). Брендбук оставляете себе для работы, а вторую книгу передаете дизайнерам или подрядчикам, с которыми планируете сотрудничать.
Будьте готовы к тому, что такая комплексная работа будет стоить значительно дороже. А если вам предлагаю разработку брендбука по подозрительно низкой цене, самое время уточнить, что именно понимается под этим словом…
Старт бизнеса. Допустим, сейчас вы не располагаете достаточной суммой для разработки бренда. Закажите только логобук! Уникальный фирменный знак и правила его использования – тот минимум, который вы сможете использовать для создания визиток, профиля в Instagram или буклетов.
Путь к вашей цели. Задумайтесь, для чего вам вообще нужен бренд? Если вы, например, планируете продавать франшизу, то вам обязательно понадобится полный брендбук. Если же вы пока не готовы к значительным вложениям и вам нужно просто создать уникальный образ бренда – ограничьтесь гайдлайном.
Оптимальный вариант здесь – это получить консультацию грамотных специалистов, которые в курсе всех нюансов и знают терминологию. Которую теперь знаете и вы!)
DECIDE | Решение не за горами