Найти в Дзене

Не Гэндальф: не добрый и не мудрый не волшебник

Это звучит странно и необычно, но во фразе "Гэндальф - добрый и мудрый волшебник" содержится три (или даже четыре ошибки). Фродо Бэггинз в сцене у себя дома с Кольцом у камина, в самом начале истории "В.К." называет Гэндальфа "сильным и мудрым". "Я просто пекусь обо всем, что есть на свете доброго" - это слова самого Гэндальфа. Но так ли это?

1. Гэндальф не добрый. Тихий Шир, в камине мирно потрескивают дрова, но брошенное в камин кольцо Саурона внезапно остаётся холодным. Сейчас Гэндальф расскажет Фродо всё, и том, как важно отнести Единое кольцо к Ородруину. Фродо, я хочу, чтобы ты пожертвовал своей жизнью ради моих планов - которые я объявлю планом "спасения мира" - вот что это значит. И наивный благородный хоббит откликнется. Кроме того, что он благородный, он еще и засиделся в своём Шире, как ранее его двоюродный дядя: Гэндальф просто уверен, что Фродо согласится. Иначе, если бы не был уверен - не раскрыл бы настолько  важной тайны. Гэндальф выждал, когда Фродо созреет - и только  тогда рассказал, подвел очередного хоббита к мысли о походе к очередной Горе. Если вы хорошо к кому-то относитесь - вы будете посылать его на верную смерть? или все таки сами? Гэндальф "боялся кольца" (хотя ничто не мешало носить его, не знаю, в мини-сейфе, чтоб не мог открыть и надеть), и поэтому отрядил Фродо. Это не просто жестоко. Это жестокий, холодный расчёт.

2. Гэндальф не мудрый. Вовсе не хочу отказать Гэндальфу в остроте ума. Нет, Гэндальф не мудрый - он прехитрый авантюрист. Все его приключения начинаются наобум, наудачу. Гэндальф знает, возможно, что ему повезет, но это не мудрость. Не мудро посылать хоббита с кольцом прямо из дома: можно же было в конце концов прислать конного Глорфинделя или Арагорна, чтобы домчаться до спасительного Ривенделла - все равно назгул знали про Шир, и если бы хоббит ехал не на пони - атаки назгулов с последующим ранением призрачным клинком можно было бы избежать. Таких казусов десятки, ими пронизаны все эпизоды книг. Но это нормально для Гэндальфа - потому что его не волнует, как хоббит донесёт Кольцо. Он должен. Должен! Герой же.
(Однако. Почему бы не предположить, что Голлум - это, нет, не предыдущая версия Нео из Матрицы, а следствие ранней попытки  Гэндальфа избавиться от Кольца? Может, Голлум точно так же пытался донести Кольцо до Ородруина, но не смог бороться с желанием, и поддался искушению? Нам вовсе ничего не мешает думать так - кроме сказок о ранних днях Голлума про "подарочек на день рождения". Как же так Бильбо "случайно" нашел кольцо? А что если Гэндальф отлично знал про предыдущую итерацию хранителя Кольца, и направил Бильбо по следу? Это гораздо вероятнее невероятной версии, двух почти невозможных событиях подряд, ну вдумайтесь: два хоббита подряд, пусть с интервалом в 500 лет находят Кольцо! Думаю, не я первый, кто подумал об этом. Не факт, что об этом же не подумал сам Толкин. То, что сам он нам не сказал - ну так мы еще много чего не знаем! Но об этом - в следующей статье.)

3. Гэндальф сам по себе не волшебник. Ну, тут все понятно. Гэндальф без своего кольца Нарья (одного из 20 великих колец, и одного из трех эльфийских) ничего не может поджечь, да и вообще ничего не может - в плане колдунства - как впрочем, и Радагаст, как и Саруман. Технологии - да, фейерверки, биотехнологии у Сарумана - верно. Но это не магия, а наука. Более того, Гэндальф специально ослаблен (хотя и способен противостоять балрогу - то есть, он могущественный воин, много сильнее Арагорна). Волшебником Гэндальф становится лишь благодаря волшебному эльфийскому кольцу

4. Ну и наконец, Гэндальф - не Гэндальф. С этим, думаю, еще понятнее - для читавших Толкина внимательно. Митрандир/Таркун/Инканус, серый странник, человек с посохом, северный шпион. Но настоящее имя Гэндальфа - Олорин, так его звали на западе, на континенте Аман, или Олозин, так еще правильнее в оригинале звучит имя Гэндальфа на забытом в Арде нечеловеческом языке.