В Средневековье, как и сейчас, постоянно появлялись новинки: фарфоровая посуда, зеркала, мыло, механические часы, бумага, печатные книги, очки. И во многих случаях – как, например, в истории с очками – даты появления, технология и материалы первого изготовления – не всегда понятны.
Очки, как принято считать, изобрели в Италии в конце XIII века. Но если обычно изобретения делали учёные, а вводили в практику ремесленники, с очками было не так. По словам академика С.И. Вавилова, «замечательно и вместе с тем печально, что учёные-оптики, много писавшие о преломляющих средах… не причастны к изобретению очков».
Первым арабский учёный Ибн аль-Хайсам (Альгазен) в Х веке сообщил, что «если смотреть через сегмент стеклянного шара, то он мог бы увеличивать предметы». Выяснив это, учёный дальше не пошёл.
В XIII веке принцип действия линз описал английский монах, алхимик и философ Роджер Бэкон. Он даже высказал мысль, что можно помочь тем, у кого слабое зрение. Но не сделал этого.
И вот, говорят, в итоге пришлось придумывать очки стекольщиками.
По одной из легенд, анонимный стекольщик, переливая в 1280 году жидкое стекло в форму, нечаянно капнул на гладкую поверхность. Стекло застыло: одна его сторона стала ровной, а вторая выпуклой, и эта линза преломляла свет. Мастер, конечно, обрадовался и занялся улучшением зрения пожилых людей.
По другой легенде, дата изобретения – 1284 год, когда некий Сальвино Армати первым создал очки. Документальных подтверждений нет, кроме надписи на могиле: «Здесь покоится Сальвино дель Армати из Амати, Флоренция. Изобретатель очков. Боже, прости его грехи». Но когда сделана эта надпись, никто не знает.
Есть и другие имена и даты: 1285-й; 1289-й и прочие года.
В 1306 году во Флоренции проповедник Джордано Пизанский утверждал, что лично знал человека, почти двадцать лет назад изготовившего первые очки.
В XVII веке (когда уже задумывались о приоритетах) было высказано предположение, что очки изобрёл Алессандро Спина (ум. 1313), монах из Пизы. Потом, правда, автора этого предположения уличили в предвзятости.
Стекольщики ни при чём!
У человека есть удивительное свойство: зная, к чему пришёл тот или иной процесс, он «восстанавливает» его в уме, отталкиваясь от результата. С очками точно такая история. Большинство авторов старых времён, упоминая об очках, не сообщали, из чего делали линзы. И поскольку теперь они стеклянные, наши современники думают, что их всегда делали из стекла. А это вовсе не так!
Исследователи технологий часто поминают закон, принятый Большим советом Венецианской республики в 1300 году: было предписано уничтожать поддельный хрусталь, то есть якобы хрустальные изделия, но изготовленные из стекла. Это, говорят, пример борьбы с фальсификатами. И мало кто обращает внимание, что закон-то был призван регулировать изготовление «камней для чтения»! Да, очки тогда назывались «камнями для чтения», и делали их действительно из камня, а именно из горного хрусталя – минерала, который есть чистый природный диоксид кремния, разновидность кварца.
Причём давным-давно известно, что обработку линз и сборку «первичных очков» выполняли ювелиры, имевшие опыт работы с горным хрусталём, и что тогдашние очки были чрезвычайно дóроги: их могли себе позволить только короли, князья и другие люди «элиты».
И кстати, ювелиры, издревле шлифуя камни, могли открыть эффект преломления света раньше любых стеклодувов.
Горный хрусталь – прозрачный кристаллический кварц, получил своё название из-за внешнего сходства с замёрзшей водой (греческое «crystallus» значит лёд). Из него с древности делали украшения, «магические шары» и линзы. Кроме того, в Средние века для производства линз использовали топазы и аквамарин. Этот последний – разновидность берилла, и от названия берилла появилось немецкое слово Brille, очки.
Самым популярным сырьём для производства очков – не только для знати, но и для людей попроще – стала кварцевая галька, отшлифованная природой. Её резали струной из тонкой железной проволоки с корундом из алмазной пыли, полировали и получали идеальные линзы. Поцарапать их было труднее, чем стеклянные! Поставляла гальку на рынки Европы Чехия, а после открытия Америки её везли кораблями из Бразилии.
Очки, как инструмент дьявола
С самого момента своего появления очки вызвали гнев некоторых отцов церкви. Они полагали, что это придумка дьявола, и запрещали верующим их использовать. В острастку ослушникам даже выпустили гравюры с изображением чертей в очках. Как бы в противовес таким ретроградам, появились картины на библейские темы, где в очках были показаны апостолы, святые и монахи. Лукас Кранах поместил персонажа, которой держит у глаз очки, на картину «Христос и блудница».
А первым художественно изобразил очки, как считается, монах Томмазо да Модена на фреске в церкви Тревизо, что в Италии, в 1352 году. Там нарисован портрет кардинала Уго ди Прованс, он что-то пишет, а на переносице у него оправа с линзами. В той же церкви есть фреска с кардиналом Никола Де Роуеном, читающим книгу через монокль.
Появление стеклянных линз
Природный хрусталь использовали для производства очковых линз, по крайней мере, до 1889 года. Однако химики работали в нужном направлении: в 1663-м англичанин Тильсон добавил к стеклу окись свинца; в 1729-м Честер Холл продолжил опыты, за ним последовали другие. Стекло уже годилось для изготовления линз, но его удавалось получать только в маленьких тиглях.
Наконец, швейцарец Гинан в результате 30-летней работы нашёл способ получения хорошего оптического стекла в горшках ёмкостью до 400 кг, и с 1811 года стало возможным изготавливать стеклянные линзы диаметром до 200-250 мм, в отличие от маленьких «галечных» и прежних стеклянных. Лишь теперь стекло начало вытеснять природный камень в производстве очков.
Пока очки «захватывали мир», мастера разного профиля придумывали, как сказали бы сейчас, фурнитуру и аксессуары. Стали обрамлять линзы в металлическую оправу, приделывать ручки (так появились монокли). Пытались крепить очки к шляпе. Вшивали линзы в ремень, который завязывали на затылке; вправляли линзы в железные кольца и соединяли перемычкой; приспосабливали к очкам заушины из верёвок или металла. Появились очки с арочной упругой дужкой, она прижимала ободки линз к носу (через пятьсот лет этот принцип возродили в конструкции пенсне).
В 1700-х появились очки для близоруких.
В 1873 году придумали диоптрическую нумерацию стёкол…
Русь глазастая
Нет точных данных, когда очки впервые завезли в Москву, но в «Расходной книге денежной казне» царя Михаила Фёдоровича за 1614 год писано, что для царя были куплены «очки хрустальные с одное сторону гранёны, а с другую гладкие, что, в них смотря, многое кажется».
Следующий царь Алексей Михайлович имел очки в серебряной оправе.
Во второй половине XVII века, при том же Алексее и его детях Фёдоре, Софье и Петре с Иваном, очков в Россию из Западной Европы ввозилось уже немало. Только за 1670-1672 годы поступила «491 дюжина очков», а это 5892 пары.
М.В. Ломоносов в 1752 году написал «Письмо о пользе стекла к Высокопревосходительному господину Генералу-Поручику, действительному Ея Императорского Величества Камергеру, Московского Университета куратору и орденов Белого Орла, Святого Александра и Святыя Анны Кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову» с такими словами:
По долговременном теченьи наших дней
Тупеет зрение ослабленных очей.
…
Тогда противен день, веселие досада!
Одно лишь нам Стекло в сей бедности отрада.
Оно способствием искусныя руки
Подать нам зрение умеет чрез очки!
Китай с очками сплоховал…
Как ни удивительно, Китай, всех превзошедший в разнообразных изобретениях, с очками сплоховал. Единственная запись от 1240 года, что якобы там и очки тоже придумали раньше всех, оказалась подложной, её сочинили в XV веке, когда в Китай начали завозить очки из Европы. А что завозили – это точно: есть летописи, повествующие, как в те времена король Малакки (а это королевство посещали арабские и персидские купцы) преподнёс в дар императору Китая десять пар очков.
Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.
Илл.: Читающий апостол. Фрагмент алтарной живописи. Конрад фон Зост. 1403 год.