Я нашла эту нечёткую фотографию в старой советской книге. На ней пасхальный сувенир – расписное яйцо. Дата изготовления – 1925 год. Как-то необычно, неправда ли? 🤔 Оказывается, в Стране Советов делали подарки к Пасхе даже в период активной антирелигиозной борьбы.
Напомню, Антирелигиозная комиссия была создана в 1922, "Союз безбожников" – в апреле 1925. На этом политическом фоне художники-иконописцы из села Холуй – всего 11 человек – объединяются в артель "Кисти" и начиная с мая 1925 года занимаются созданием разных декоративных вещиц. Закупают деревянные заготовки, покрывают их чёрным лаком, расписывают темперой и поверх наносят спиртовой мебельный лак.
Артель распадается уже к следующему году, но мастера продолжают работать в составе других художественных объединений. Именно эти художники в дальнейшем будут стоять у истоков создания знаменитой Холуйской лаковой миниатюры.
Давайте же скорее смотреть наш пасхальный сувенир. По фото не очень понятно, но фон изделия – чёрный. В медальоне из растительных побегов гуляет лев с процветшим хвостом и человеческим лицом.
Вверху птицы и бутоны. Ничего не напоминает? 😊
...Однажды солнечным утром в мастерскую вошёл председатель артели, 34-летний Сергей Мокин. Положив на стол свежую пачку рисунков, он серьёзно сказал:
– Теперь вот что требуется. Не настоящий петух, а под древнее...
Стул у окна со стуком отодвинулся и окно перегородила фигура человека. Помаячив в проёме, он подошёл к краю стола и взял один лист. Щурясь и поднося рисунок к свету, пробубнил себе под нос:
– Хорошо... сделаем.
Молодого человека звали Иван Денисов. А на рисунках была каменная резьба Дмитриевского собора во Владимире.
Готовые предметы артель "Кисти" отправляла на реализацию в Мосвнешторг. Не знаю, какой процент составляли пасхальные сувениры, но достоверно известно, что художники занимались ещё и реставрацией икон в действующих церквях ближайших сёл.
Текст: Дарья Филиппова (Interior Writer)
Читайте также: Что спасло русский стиль 100 лет назад?