Найти тему
Судострой

Возвращение колеса. Зачем современным теплоходам движитель XIX века

Кормовой колёсный судовой движитель / Фото: ТГД
Кормовой колёсный судовой движитель / Фото: ТГД

Иногда инженеры возвращаются к давно признанным устаревшими и позабытым решениям. Одно из них – колёсные движители для судов. Несколько колёсных теплоходов уже ходят по российским рекам, на стапелях строятся новые модели. Почему это происходит – в сегодняшнем рассказе ТГД.

Расцвет колёсных судовых движителей пришёлся на XIX век. На смену им пришли пароходы с гребными винтами. Однако иногда о "колёсниках" вспоминали снова.

В Советском Союзе было разработано несколько проектов колёсных буксиров, в том числе буксиров-толкачей (БТК). Строительство судов велось на Жатайском заводе в Якутии.

Также следует отметить колёсные паромы проекта ПКР-25, которые зачастую использовались вместо капитальных мостов. В одной из модификаций проекта в качестве энергоустановки использовался трактор, установленный на уровне второго яруса. В более современных вариантах на смену трактору пришли дизель-генераторы. Благодаря электродвигателям появилась возможность раздельного управления колёсами.

Пассажирский теплоход проекта ПКС-40 / Фото: ТГД
Пассажирский теплоход проекта ПКС-40 / Фото: ТГД

В современных пассажирских перевозках возвращение колеса началось с постройки трёх судов проекта ПКС-40. В свой первый рейс головное судно проекта с кормовыми гребными колёсами отправилось в мае 2012 года.

Разработчиком колёсного движительно-рулевого комплекса стал нижегородский конструктор Евгений Фальмонов. Заказчиком серии выступила нижегородская круизная группа "Гамма". Сейчас в её флоте работают три колёсных судна – "Сура", "Колёсовъ" и "Доброходъ". Второе судно как раз удалось запечатлеть на Москве-реке.

По данным Речного регистра, пассажирское судно "Колёсовъ" было построено в 2014 году нижегородским ООО "Мета-Ком". Длина теплохода равна 36,2 м, ширина – 9,63 м, высота борта – 1,5 м, водоизмещение – 176 т. Привод гребных колёс – гидравлический. Мощность дизель-генераторов – 2х132 кВт. Самый главный параметр – осадка – составляет всего 0,754 м.

Среди преимуществ колёсного теплохода создатели отмечают возможность передвижения по малым рекам с ограниченной осадкой, а также возможность стоянки без пристани "носом в берег". В случае если «колёсник» застрянет, он сможет снять себя с мели, опустив гребные колёса на грунт.

Теплоход "Колёсовъ" / Фото: ТГД
Теплоход "Колёсовъ" / Фото: ТГД

Впрочем, собственник судна уверен, что колёсные теплоходы могут успешно работать не только на глухих речушках, но и на водных артериях мегаполисов. В качестве банкетоходов. На сайте оператора "Колёсовъ" преподносится как «самый современный теплоход Москвы», на котором можно отметить корпоратив или справить свадьбу с выездной регистрацией на фоне Кремля.

О новых перспективах колёсных движителей для пассажирских судов говорит ведущееся с 2018 года строительство двух новых круизных колёсных судов проекта ПКС-180. Команда здесь примерно та же: заказчик – туроператор "Гамма", автор проекта – Евгений Фальмонов. Отличается только место строительства. Видимо, из-за больших размерений (длина 81,6 м, ширина – 13,8 м, осадка – 1,2 м) суда строятся на заводе "Лотос" в Астраханской области. Привод гребных валов – электромеханический. Мощность дизель-генераторов – 3х320 кВт. На первый взгляд кажется, что движительный колёсный комплекс в проекте ПКС-180 переместился из кормовой в центральную часть судна. Однако, как уточняют читатели, это всего лишь стилизация. Расположение гребных колёс осталось таким же, как и у ПКС-40.

Речное круизное судно проекта ПКС-180 / Иллюстрация: ОСК
Речное круизное судно проекта ПКС-180 / Иллюстрация: ОСК

Предполагается, что трёхпалубный теплоход сможет перевозить до 180 пассажиров, включая категорию "люкс", в речных бассейнах с ограниченными глубинами и извилистым фарватером. В случае успеха данного проекта колёсные движители вполне могут быть применены и в других проектах.

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали о пассажирском теплоходе на основе сухогруза.