Найти тему
Роман Ковригин

Как Сухой Суперджет 100 испытывали на защиту от удара молнии

На самом деле любой современный самолет очень хорошо защищен от удара молнии, безусловно такую защиту получил и Сухой Суперджет 100.

Хочу здесь привести выдержки из статьи 2012 года, размещенной на superjet.wikidot.com, посвященной испытаниям молниезащиты SSJ100.

Испытания проводились на базе ЛИИ им. Громова в Жуковском. Испытания проходили в несколько этапов:

1. Мат. моделирование

2. На специальных масштабных моделях. На этих этапах проверяются пути прохождения эл. токов при попадании в самолёт молнии.

3. На реальном самолёте. В этих испытаниях был задействован борт 95001

Руководил испытаниями не желторотый юнец, а опытный и заслуженный, имеющий советский опыт, ученый, «страшный и ужасный отец молний» Фарамазян В.В., являющийся, кстати, автором научных работ и патентов по молниезащите.

К тому же отдельно обязательно проводились испытания защищённости БРЭО от статического электричества. И это очень серьезные летные испытания:

На этот период, один из штатных статразрядников, меняют на специальный препарированный, с записью на СБИ стекающего с него тока. В полётах вблизи мощных кучевых и кучево-дождевых облаков, проверяется отсутствие помех при работе радиосвязной и прочей электронной аппаратуры самолёта. И подобные виды испытаний проходит любой современный самолёт в нашей стране и за рубежом. Только после этого, можно рассчитывать на получение СТ в АР МАК или EASA.

Повторюсь еще раз - без этих испытаний получить европейский сертификат EASA невозможно. Так что сомнений что испытания были проведены в полном объеме быть не может.

За время проведения СЗИ и в дальнейшем, было уже несколько реальных случаев попадания молний в Суперджеты во время полётов. Потом, на земле, техникам даже удавалось обнаружить на обшивке точки входа и выхода зарядов. Во всех этих случаях, никаких проблем с функционированием БРЭО, ни с работой радиосвязи или навигации не возникло.

Так что повторяю - попадание молнии никак не может объяснить последовавшую после этого катастрофу. Самолет Сухой Суперджет 100 был отлично защищен от ударов молний, что неоднократно показал как на испытаниях так и в ходе эксплуатации.