В интернете много статей, которые посвящены ЖКХ. Однако часто в них попадаются утверждения, которые ничего общего с законом не имеют, но охотно принимаются собственниками квартиры. Некоторые подобные утверждения настолько «живучи», что держатся много лет и переходят с одного сайта на другой.
Раз уж у нас тут просветительский проект в сфере ЖКХ, то попытаюсь разоблачить такие мифы, которые встретились мне совсем недавно. Кстати, если вы не хотите пропускать новые интересные юридические посты о ЖКХ, подпишитесь на канал. И ставьте больше лайков - это просто приятно автору и полезно для развития проекта.
Миф 1. Можно не платить за лифт
Несправедливость ситуации, когда собственники квартир на первых этажах платят за лифт, осознается очень многими. Но на самом ли деле речь идет о несправедливости? Лифт – это общедомовое имущество, потому что обслуживает более одного помещения в доме. Содержать же общедомовое имущество должны собственники всех помещений в доме (статья 39 Жилищного кодекса РФ).
Хорошо, с этим можно согласиться, например, в отношении крыши. Крыша действительно нужна всем помещения в доме, будет протечка на крыши и пострадают очень многие. Но вот у лифта нет такой полезной функции, полезной именно для всех. Да, это правда, но закон различия по полезности отдельных элементов общего имущества не делает. Такое понятие как «бремя содержания имущества» (из-за него вы и должны платить за содержание жилья и капитальный ремонт) привязано не к полезности имущества, а только к праву собственности на него. Есть право собственности, значит есть и обязанность содержать имущество.
Кстати, на неправильном понимании бремени содержания возникают и многие проблемы с квартирными счетчиками. Мифы о счетчиках я развеял в подкасте, слушайте:
Поэтому платить за лифт должны и собственники квартир на первых этажах. Недавно, правда, Конституционный суд сделал вывод, что можно устанавливать разные тарифы для собственников жилых и нежилых помещений. Если этот принцип расширить, то можно и для собственников помещений на первом этаже установить тариф без учета лифта. Но помните, что это пока теория, и судебной практикой это не подтверждено.
Миф 2. Можно не платить за домофон
Проблема домофонов в том, что за них приходится очень много платить. Много, конечно, относительно тех фактических работ, которые обслуживающая организация проводит. Поэтому часто жильцы просто отказываются платить за домофон, а в сети они находят материалы, которые подтверждают законность этого. Однако отказ от оплаты будет на самом деле незаконным.
Тут надо помнить, что плата за домофон – это часть платы за содержание жилья. Такая плата зависит от состава услуг, определенных общим собранием, (плюс минимальный перечень от Правительства), а также от установленного тарифа. Услуги прописываются в договоре управления домом, который заключается на одних и тех же условиях с каждым собственником (статья 162 Жилищного кодекса РФ). Поэтому если уж общее собрание решило установить домофон, то обязанность платить за него возникает у всех собственников.
Если вы не хотите платить за домофон, то надо исключить такую услугу из договора управления на общем собрании дома. А до этого момента не платить вы можете только в случае, если услуга не оказывается
Предлагаю сделать рубрику с мифами про ЖКХ регулярной, присылайте в комментарии наболевшие вопросы, по которым вы знаете, что существует две позиции: общеизвестная и законная, буду об этом рассказывать подробнее.