Найти тему
Александр Матусевич

Англиканское крещение Андрея Ивановича

Наталия Мурадымова. Фото – Ира Полярная
Наталия Мурадымова. Фото – Ира Полярная

В столице продолжается VI международный фестиваль вокальной музыки «Опера априори».

Задуманный продюсером Еленой Харакидзян как «форум о пении вообще», где слово «опера» должно пониматься не буквально (как указание на жанр), а как привязка к некоей его вокалоцентричности, фестиваль превратился уже в весьма важную краску московского концертного сезона.

В этом году состоялись два его события – сольники сопрано Диляры Идрисовой и Марины Ребеки, впереди публику ожидают встреча с Мессой № 2 Антона Брукнера и две важные премьеры – одна мировая («Красные долины и пурпурные небеса» Клауса Ланга) и одна российская (опера Леонардо Винчи «Сигизмунд»).

Третий концерт фестиваля, который изначально должен был быть вторым по счету, также представил очень важную премьеру – опять же мировую. Прозвучала моноопера Алексея Курбатова «Возвращение», написанная в прошлом году на стихи поэмы Фаины Гримберг «Андрей Иванович возвращается домой».

Пять лет назад «Опера априори» уже презентовала «городу и миру» оперу Курбатова – то был «Чёрный монах» по повести А. П. Чехова, одноактная опера для квартета солистов, хора и оркестра. Несмотря на скромный хронометраж «Монах» оказался настоящей оперой – с нешуточным симфоническим развитием, богатой оркестровкой, развернутыми вокальными партиями – драматическими ролями для певцов.

«Возвращение» протяженностью сопоставимо с «Монахом», однако на этом их сходство и заканчивается.

Конечно, автор волен называть свое детище как он хочет, определять его жанровую принадлежность – это его право. Курбатов назвал «Возвращение» монооперой – при упоминании этого термина автоматом в голове возникают воспоминания о классических представителях этого вида – «Человеческом голосе» Пуленка, «Ожиданиях» Шенберга или Таривердиева.

Однако ни на одну из трех упомянутых моноопер «Возвращение» совершенно не похоже. Единственное, что их роднит – это один исполнитель, точнее исполнительница, солистка-вокалистка, которой поручено доносить до публики омузыкаленный текст Гримберг (либретто у опуса отсутствует – на музыку положена вся поэма целиком).

В отличие же от творений классиков прошлого века, у Курбатова абсолютно отсутствует действие, событийность, а музыкальная драматургия опуса едва ли оперная. Скорее всего, перед нами – вокальная поэма или кантата для сольного голоса в сопровождении фортепиано: версии для оркестра «Возвращение» не имеет и, по словам композитора, он не планирует ее создавать.

Алексей Курбатов. Фото – Ира Полярная
Алексей Курбатов. Фото – Ира Полярная

Повествовательный стиль поэмы Гримберг, изложение истории погибшего на войне Андрея Ивановича от лица безымянной сказительницы, явно не его вдовы, а какой-то сторонней наблюдательницы (хотя, собственно говоря, истории как таковой и нет, есть факт гибели героя и долгое ламенто по поводу его потери), отсутствие внятного драматургического развития (лишь в финале «происходит» совершенно необъяснимое, чудесное воскрешение героя в виде новорожденного ребенка) – все это говорит в пользу неоперности нового опуса.

Впрочем, если уж у нас ныне операми называют «Носферату» Курляндского, «Снегурочку» Маноцкова или «Сверлийцев», то почему бы за таковую не сойти и опусу Курбатова? Хотя вот совсем недавно Михаил Мугинштейн совершенно справедливо подметил, что

«современные композиторы (а за ними и критики-эксперты) странно любят называть оперой свои опусы без ее родовых признаков»

и призвал не жертвовать первородством оперы, не размывать форматов и границ между жанрами, констатировав:

«Как ни называй этим именем (оперой – А. М.) разные жанровые фигурации и коктейли, ничего не получится».

Жанровая неочевидность, тем не менее, не умаляет качеств самой партитуры. Конечно, с одного прослушивания и без клавира в руках делать выводы весьма проблематично, тем не менее, от внимания не ускользнули богатая фортепианная фактура инструментального сопровождения, настоящий симфонизм мышления в аккомпанирующем инструменте, абсолютно традиционный, тональный строй музыки, красивая, экспрессивная мелодика сольной вокальной партии, вздымающаяся от тихих, жалобных плачей до грандиозных эмоциональных выплесков, допускающая веристский крик как кульминационную ярчайшую краску повествования.

Главное достоинство музыки Курбатова – ее искренность, выразительность и абсолютная адекватность тексту, его настроениям и интонации, отчего простые, но емкие стихи поэмы приобретают тысячи новых красок, тембров, акцентов, тонких градаций душевных метаний.

У нового опуса изначально обнаружилась непростая судьба. Что-то не срослось у композитора с меццо Марией Остроуховой, для которой первоначально, по некоторым сведениям, предназначалась партия. Потом аналогичная история повторилась у продюсера с меццо Василисой Бержанской – ее участие в проекте активно анонсировалось, затем было перенесена дата исполнения, а позже и вовсе произошла замена, причем за этим расставанием тянется некоторый шлейф скандала.

Честно говоря, трудно представить, как обе певицы собирались справиться с напряженной и достаточно высокотесситурной партией – в ней есть где развернуться низкому женскому голосу, но и немало фрагментов, которые явно куда больше подходят драматическому сопрано.

Выручила Наталья Мурадымова – ведущая солистка Театра Станиславского, чей статус в последнее время подкреплен тремя заметными наградами (премиями «Онегин», «Каста дива» и «Золотая маска»).

Причем в случае с «Опера априори», это уже, кажется, во второй раз: в 2015-м Мурадымова заменила Анну Самуил, которая предпочла выполнение контрактных обязательств на Западе участию в проекте «Милый друг», основанному на музыке Чайковского.

Тогда от этой замены все только выиграли: похоже, что и в этот раз ситуация аналогичная. Своим безграничным сопрано Мурадымова сумела ярко живописать в этом истовом плаче по не вернувшемуся с поля боя солдату – солдату любой войны.

Оркестровый по глубине и размаху аккомпанемент автора держал с ее мощным голосом уверенный паритет – ансамбль получился необычайно гармоничный и естественный.

Порой лишь казалось, что их титанической экспрессии несколько тесны скромные масштабы Англиканской церкви святого Андрея: несмотря на заявленную камерность, «Возвращение» явно просится на большую сцену, в пространство большого зала.

6 мая 2019 г., "Новости классической музыки"