Найти тему

О чём же рассказ М. Осоргина "Пенсне", включенный в школьный учебник

Вчера сын пришел из лицея и поделился своими впечатлениями от рассказа М. Осоргина "Пенсне". Мой восьмиклассник был возмущен несуразностью и непонятностью рассказа. Мы с мужем открыли учебник литературы:

Что вещи живут своей особой жизнью - кто же сомневается? Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Шляпа, висящая на гвозде, непременно передразнивает своего владельца,- но лицо у нее свое, забулдыжно-актерское. У висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость.
М.А. Осоргин "Пенсне".

Чтобы понять искусство начала 20 века, необходимо в первую очередь использовать гуманитарный взгляд. В центре внимания находится человек, его восприятие окружающего, его чаяния, надежды, внутренний мир. Кандинский, художник и теоретик изобразительного искусства, отмечал, как мучительно и беспомощно взирал он на красоту вечерней Москвы, понимая, что нет у него силы нарисовать на холсте также. Не может человек поспорить и с деяниями природы. Как бы искусен ни был художник, картина никогда не сравнится с живым цветком.

Но художник может показать зрителю свои ощущения, свои психологические состояния. Например, Андре Дерен рисует море, отдыхающих и песок. Вместо светлых бежевых оттенков, характерных для песка, он выбрал красные.

Андре Дерен. Лодки в порту Коллиура. Живопись, 1905, 72×91 см. Источник: https://artchive.ru/andrederain/works/517647~Lodki_v_portu_Kolliura
Андре Дерен. Лодки в порту Коллиура. Живопись, 1905, 72×91 см. Источник: https://artchive.ru/andrederain/works/517647~Lodki_v_portu_Kolliura

Солнце раскалило песок, и теперь он обжигает, как пламя. Для фовиста Дерена важнее передать жар песка, чем его натуральный цвет. Человеческие ощущения в картине более приоритетные, чем реалистическая достоверность. Этим и отличается искусство начала 20 века от прежних эпох. Если раньше важно было показать действие человека во внешнем мире или его внутренние переживания, то затем внимание художников и писателей обращается на саму призму человеческого восприятия.

Читая "Пенсне" Михаила Осоргина, мы погружаемся во внутренний мир человека. Герой наделяет обыкновенные бытовые вещи жизнью, характером. Кто смотрит на вещи? Мыслящее существо, обладающее воображением. Поэтому раздвинутые ножницы кричат, вызывая ассоциации с открытым ртом. Висящее пальто не имеет жёсткой формы, внутреннего стержня и поэтому похоже на слегка выпившего, движения которого лишаются чёткости. Если внимательно приглядеться, то можно обнаружить, что автор намеренно подобрал глаголы для бытовых предметов, чтобы они приводили нас к человеку. Подставьте вместо "часы", "запечатанное письмо", "раздвинутые ножницы" слово "человек"/"люди" и вы увидите, что получили человеческое поведение.

Главный герой своим воображением наделяет окружающий мир смыслами, историями. Друзья же противопоставлены такой идее восприятия окружающего. Один из них подходит к поиску потерявшегося пенсне очень рационально. Детально и скрупулезно он исследует ковер, но ничего не находит. Пенсне находится само позже. Мне кажется, Осоргин хотел подчеркнуть ограниченность рационального подхода. В конечном счете живую человеческую душу с ее смыслами никак нельзя засунуть в коробку рационального. Автор восхищён силой человеческого воображения, которая способна преображать мир и наделять бытовые предметы жизнью.

Сын сказал, что после объяснений рассказ стал понятнее. Но все равно не нравится!

Автор - Лямшина Ирина

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц