Но самое главное упущение, на мой взгляд, что теряется год самого активного этапа развития! На что же было бы целесообразнее потратить этот год?
Разумеется, на развитие и формирование базовых представлений о науках, которые затем помогут учиться. Но главное, сформировать позитивное отношение к учебе!
Обучение грамоте.
Чему учить.
Главный упор надо сделать на фонетику. Объясню почему. Фонетика - наука о звуках речи, то есть основе, которую мы потом "одеваем в буквы". Фонетика - основа представлений об орфографии, пунктуации, основа понимания речи. Именно фонетика связывает звуки и объясняет буквы.
А учиться читать - дело непростое. Для того, чтобы решить детскую проблему, надо постараться посмотреть на нее глазами ребенка. Представьте, что вам предстоит выучить грамоту какого-нибудь "тюльвенсинского языка". Там 33 закорючки, которые называются буквами. Некоторые постоянно мимикрируют - то соединят два звука, то меняют звук рядом стоящей буквы. Но вы-то взрослый человек, уже умеющий читать, поэтому имеете представления о звуках и буквах. для вашего ребенка азбука - чертеж космического корабля. без фонетики ему просто предлагают запомнить последовательность соединения деталей, не объясняя, почему эта шестеренка крепится именно в этом месте.
В последнее время фонетика гонима и в школе. Но почему? Как иначе объяснить ребенку, оглушение или слабую безударную позицию? Из грамоты уходит СМЫСЛ. То есть вымывается логические связи, делается акцент на запоминании.
Советская система - самая продуманная система. Программы составляли авторитетные педагоги, ученые. Да, она слабо заботилась о занимательности, о поддержании интереса, но материал шел от простого к сложному, постоянно выстраивая логические цепочки.
Так что же изучать с дошкольником?
- Структуру речи. Речь состоит из предложений (законченная мысль). Предложения из слов. Слова из "кирпичиков" - слогов. Слоги - из отдельных звуков (букв на письме).
- Классификацию звуков - гласные, согласные. Характеристики: глухие - звонкие, твердые - мягкие.
- Структурирование речи: соединение в слоги, слова, предложения.