Найти тему

Забытые имена: "живописец по эмали" Фёдор Рюкерт

Политические катаклизмы России, застигшие её в начале XX века, погребли под обломками прежней жизни немало имён выдающихся людей дореволюционной эпохи.

Увы, новой власти эти люди казались незначительными, а иной раз и неугодными, поэтому забвению предавались не только их имена: практически полностью за "ненужностью" избавлялись и от их наследия. Такая участь постигла эмальера и серебряных дел мастера Фёдора Ивановича Рюкерта, работ которого в России до недавного времени насчитывалось всего около двух десятков, хотя до 1917 года его мастерская в Москве была одним из основных поставщиков заказов для фирмы Карла Фаберже.

Ковш. Серебро, позолота, перегородчатая эмаль. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. 1899-1908 гг. Фото © Sotheby's.
Ковш. Серебро, позолота, перегородчатая эмаль. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. 1899-1908 гг. Фото © Sotheby's.

Работы этой мастерской отличались любовью к былинным сюжетам и русской старине, а также искусными эмалевыми миниатюрами, которые зачастую повторяли работы Васнецова, Маковского, Соломко и других художников, увлекавшихся изображением быта допетровской эпохи и русского фольклора. Тем удивительнее это, что сам Фёдор Иванович Рюкерт не был по своему происхождению русским человеком.

Фридрих Мориц Рюкерт (Рюккерт) родился в 1840-м году в одном из самых непростых, спорных регионов Европы – Эльзасе-Лотарингии – прения за который были болевой точкой отношений между Францией и Германией. Немец и прусский подданный, в России он оказался в возрасте 14 лет, куда, вероятно, переехал со своей семьёй.

Чайная пара с ложкой Fabergé. Серебро, позолота, эмаль. Выполнена в мастерской Ф. Рюкерта в Москве. 1908-1917 гг. Фото © Sotheby's.
Чайная пара с ложкой Fabergé. Серебро, позолота, эмаль. Выполнена в мастерской Ф. Рюкерта в Москве. 1908-1917 гг. Фото © Sotheby's.

Подробности жизни Фёдора Рюкерта, особенно ранней, того, как он делал первые шаги в «серебряном деле», практически неизвестны: после революции его имя было надолго забыто, национализированные работы мастерской если не отправлялись в переплавку, то продавались зарубеж, из-за чего в государственных музеях Советской России число произведений мастерской было крайне невелико, а вплоть до 2018 года ни в России, ни за рубежом не было издано ни одной работы о знаменитом эмальере. Восстановить очень приблизительную историю мастерской Рюкерта удалось совместными стараниями потомков Фёдора Ивановича и сотрудников культурно-исторического фонда «Связь времён» и музея «Фаберже», где ныне представлены многие работы «серебряного заведения» художника.

Свою собственную мастерскую Рюкерт открыл в возрасте 46 лет – в 1886 году, всего через год после того, как на Большой Никитской улице заработала первая модная мастерская Надежды Ламановой.

И всё-таки интерес Фёдора Рюкерта к русской теме не был совершенно случаен, ведь уже с последней четверти XIX, особенно с воцарения Александра III на престол, особое внимание в искусстве стало уделяться русским традициям. Так, в первую очередь в архитектуре, зародился псевдорусский стиль. Это была архитектура, отвечавшая официальным запросам эпохи на стиль первых Романовых, на мотивы построек Москвы и Ярославля XVII века.

Ближе к концу XIX века художники стали углубляться в своих изучениях «русского», благодаря чему появился «неорусский стиль». Неорусский стиль эпохи модерна предполагал уже более глубокое исследование древнерусской архитектуры, интерес к Пскову, Новгороду, а также к домонгольскому зодчеству. Безусловно, это касалось не только архитектуры. В Российской Империи появились собиратели предметов русской старины, исследователи-этнографы, которые изучали фольклор, орнаменталистику, декоративно-прикладное искусство, особенности одежд по губерниям.

Не меньший интерес к русской старине, к предметам народного декоративно-прикладного искусства проявляли художники. Особенно хочется выделить здесь Константина Егоровича Маковского и Ивана Яковлевича Билибина. Оба художника известны тем, что создали ряд произведений, в которых запечатлели традиционную народную культуру, но очень немногим известно, что они также были и собирателями пердметов русской старины и декоратвино-прикладного искусства, русского костюма. Причем, многие художники этого времени жаждали не просто вернуться к русским истокам, запечатлеть в своих произведениях «ушедшую Русь», но создать новый стиль, дышащий русской стариной. Очевидно, их идеи разделял и Фёдор Рюкерт, который очень сблизился с русской культурой и во втором браке обратился в православие.

Мастерская Рюкерта прославилась своими работами, выполненными в технике перегородчатой эмали. Эта техника в русском ювелирном искусстве - одна из самых давних и считалась вершиной прикладного искусства Киевской Руси. К моменту знакомства древнерусских мастеров с техникой перегородчатой эмали в Византии она уже имела давнюю традицию, и русские ремесленники получили возможность учиться этому сложнейшему виду ювелирного дела на первоклассных образцах. Не обладая навыками и знаниям византийских мастеров и вместе с тем, не будучи скованы стереотипами столь длительной художественной традиции, русские ювелиры возмещали отсутствие опыта свободой использования материала, изобретательностью колористических решений отходом от византийских сюжетных канонов.

Мастера Фёдора Рюкерта сочетали в своих работах технику перегородчатой эмали с эмалированием по скани (узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки), создавая так не только красочные орнаменты, но и изображая целые сцены на изделиях.

Часто одним из мотивов для узора на эмали выступали изображения представителей флоры и фауны, особенно характерные для русского фольклора и славянской мифологии. Встретить там можно даже грифона. А на втором блюде - сюжет одной из русских народных сказок о лисице и журавле.

Серебряное блюдо позолоченное, декорированное перегородчатой эмалью. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. 1889-1908 гг. Фото © Sotheby's.
Серебряное блюдо позолоченное, декорированное перегородчатой эмалью. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. 1889-1908 гг. Фото © Sotheby's.
Серебряное блюдо позолоченное, декорированное перегородчатой эмалью. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. 1889-1908 гг. Фото © Sotheby's.
Серебряное блюдо позолоченное, декорированное перегородчатой эмалью. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. 1889-1908 гг. Фото © Sotheby's.

Крайне живописен и интересен редкий настольный набор работы мастерской: подставку для чернильницы и шкатулок для марок и для клея украшает орнамент, изображающий дракона; на чернильнице - эмалевая миниатюра - женский портрет - которая так же сочетается с техникой эмалирования по скани; наконец, подставку для писем украшают изображения двух стрельцов, выполненные в технике эмалирования по скани.

Настольный набор. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.
Настольный набор. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.
Настольный набор. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.
Настольный набор. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.
Настольный набор. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.
Настольный набор. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.
Настольный набор. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.
Настольный набор. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.

Но самыми интересными и редкими по праву считаются предметы мастерской, украшенные живописными эмалевыми миниатюрами на темы из русской истории, боярского быта, фольклора. Живописные эмалевые панно исполнялись в технике “enplein”, при которой матовая поверхность воссоздает впечатление живописных полотен или изысканных акварелей. В эмалевых миниатюрах на работах мастерской Рюкерта без труда узнаются копии картин «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Витязь на распутье», «Иван Царевич и серый волк», «Бой скифов со славянами» кисти Виктора Михайловича Васнецова.

Шкатулка с эмалевой миниатюрой по картине В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва.  1908-1917 гг. Фото © The Walters Art Museum
Шкатулка с эмалевой миниатюрой по картине В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. 1908-1917 гг. Фото © The Walters Art Museum
Серебряный портсигар Fabergé с эмалевой миниатюрой по картине В. М. Васнецова «Витязь на распутье». Выполнен в мастерской Ф. Рюкерта в Москве. 1908-1917 гг. Фото © Sotheby's.
Серебряный портсигар Fabergé с эмалевой миниатюрой по картине В. М. Васнецова «Витязь на распутье». Выполнен в мастерской Ф. Рюкерта в Москве. 1908-1917 гг. Фото © Sotheby's.
Портсигар с эмалевой миниатюрой по картине В. М. Васнецова «Иван Царевич и серый волк». Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. 1908-1917 гг. Фото © The Walters Art Museum.
Портсигар с эмалевой миниатюрой по картине В. М. Васнецова «Иван Царевич и серый волк». Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. 1908-1917 гг. Фото © The Walters Art Museum.
Серебряный портсигар Fabergé с эмалевой миниатюрой по картине В. М. Васнецова «Бой скифов со славянами». Выполнен в мастерской Ф. Рюкерта в Москве. 1908-1917 гг. Фото © Sotheby's.
Серебряный портсигар Fabergé с эмалевой миниатюрой по картине В. М. Васнецова «Бой скифов со славянами». Выполнен в мастерской Ф. Рюкерта в Москве. 1908-1917 гг. Фото © Sotheby's.

А русские красавицы и бытовые сюжеты на шкатулках и ларцах выписаны по полотнам Константина Егоровича Маковского.

Шкатулка с эмалевой миниатюрой по картине К. Маковского «Боярская свадьба». Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. 1889-1908 гг. Фото © Sotheby's.
Шкатулка с эмалевой миниатюрой по картине К. Маковского «Боярская свадьба». Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. 1889-1908 гг. Фото © Sotheby's.
К. Маковский «Боярская свадьба». Коллекция музея Хиллвуд.
К. Маковский «Боярская свадьба». Коллекция музея Хиллвуд.

Нередко декоративные изделия мастерской Рюкерта могли посвящаться каким-то знаменательным событиям или выдающимся личностям.

В мастерской была создана (утилитарного назначения, правда) коробочка для пилюль с эмалевой миниатюрой-портретом Александра Сергеевича Пушкина, выполненной по оригиналу кисти Ореста Кипренского.

Коробочка для пилюль с эмалевой миниатюрой-портретом Александра Сергеевича Пушкина, выполненной по оригиналу кисти Ореста Кипренского. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. 1889-1908 гг. Фото © Sotheby's.
Коробочка для пилюль с эмалевой миниатюрой-портретом Александра Сергеевича Пушкина, выполненной по оригиналу кисти Ореста Кипренского. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. 1889-1908 гг. Фото © Sotheby's.

Александр Сергеевич неоднократно обращался к «русским» темам, к былинам, которые вдохновили его на написание полюбившихся многим ещё с детства сказок, в том числе – «Сказки о царе Салтане». Очень возможно, что сюжет именно этой сказки и лёг в основу ныне считающейся крайне редкой работы мастерской Рюкерта – чаши для пунша. Чаша декорирована росписями, изображающими русские былинные типы – благородного происхождения юношу и прекрасную девушку, а между ними с поднятым кубком – внушительного вида и степенных лет мужчину в русском шлеме. Под изображениям людей – переплетающиеся крыльями хищные птицы, похожие то ли на орлов, то ли на коршунов.

Чаша для пунша со сказочными сюжетами и половник. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.
Чаша для пунша со сказочными сюжетами и половник. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.

Теперь же вспомните строки Пушкина, где повествуется, как князь Гвидон Салтанович спас своей стрелой от обернувшегося в коршуна злого чародея прекрасную Царевну-Лебедь, которая затем стала его женой, а царь Салтан, прибывший на остров Буян и узнавший в Гвидоне своего сына, устроил большой пир.

Чаша для пунша со сказочными сюжетами и половник. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.
Чаша для пунша со сказочными сюжетами и половник. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.

С фирмой Карла Фаберже мастерскую Рюкерта сближает не только их сотрудничество, но и создание ювелирных пасхальных яиц. Последние не затмили по славе ювелирные императорские яйца Фаберже, однако по красоте не менее хороши.

Яйцо пасхальное. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.
Яйцо пасхальное. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.
Яйцо пасхальное. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.
Яйцо пасхальное. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.
Яйцо пасхальное. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.
Яйцо пасхальное. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1900 г. Фото © Sotheby's.

Именно на примере сохранившихся ювелирных яиц мастерской Рюкерта заметно, что не всегда ее мастера ограничивались исключительно неорусским стилем эпохи Модерн. В работах его мастерской, выполненных за этот период – и свойственные европейскому Модерну черты. Так, одно из хранящихся в музее Хиллвуд яиц украшено орнаментом из ветвей и листьев, в которых мы без труда узнаем золотой орнамент из побегов каштана, обрамляющий вход в здание венского Сецессиона.

Пасхальное яйцо. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. 1899-1908 гг. Фото ©  Hillwood Estate, Museum & Gardens
Пасхальное яйцо. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. 1899-1908 гг. Фото © Hillwood Estate, Museum & Gardens
Фрагмент фриза над входом в венский Сецессион.
Фрагмент фриза над входом в венский Сецессион.

Карл Фаберже был не единственным заказчиком мастерской Фёдора Рюкерта. Но если обрусевший француз для своей фирмы предпочитал заказывать изделия в русском стиле, то вот купцы Морозовы, которые, как оказалось, занимались продажей предметов искусства, предпочитали более европейские мотивы Модерна. Такая ваза была исполнена мастерской по заказу известных московских купцов - о чём гласит клеймо - для дальнейшей продажи.

Серебряная с золочением ваза, декорированная растительным узором в технике перегородчатой эмали. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1895 г. Фото © Sotheby's.
Серебряная с золочением ваза, декорированная растительным узором в технике перегородчатой эмали. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1895 г. Фото © Sotheby's.
Серебряная с золочением ваза, декорированная растительным узором в технике перегородчатой эмали. Клеймо Морозовых. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1895 г. Фото © Sotheby's.
Серебряная с золочением ваза, декорированная растительным узором в технике перегородчатой эмали. Клеймо Морозовых. Мастерская Фёдора Рюкерта, Москва. Около 1895 г. Фото © Sotheby's.

Сегодня немалая часть работ мастерской Фёдора Ивановича Рюкерта оказалась в коллекциях зарубежных музеев, например, в собрании Художественного музея Уолтерс в Балтиморе, США, для которой они были приобретены представителями состоятельной американской семьи Уолтерс. Еще один зарубежный музей, где представлены работы Рюкерта – музей Хиллвуд. Это в прошлом особняк, принадлежавший Маржори Мерривезер Пост, богатой американке и коллекционеру. Из российских музеев коллекцией произведений мастерской может похваться Музей Фаберже в Петербурге.

Текст: Вера Радвила, куратор культурно-образовательного проекта о Надежде Петровне Ламановой и виртуального музея NLamanova.ru.

Хотите узнать больше об истории искусства и костюма в России на рубеже XIX-XX веков?

Подписывайтесь на наш канал, а также следите за нашими обновлениями на:

NLamanova.ru

Vk.com/nplamanova

Ok.ru/group/53716297384094

Facebook.com/n.p.lamanova *

Instagram.com/nplamanova *

*Facebook и Instagram принадлежат запрещённой в России компании Meta