Старое монастырское братское кладбище. Его называют старым, потому что на нем давно уже не хоронят, в монастыре есть другое – действующее. Расположено старое кладбище немного к северу от центральных построек Спасо-Преображенского монастыря. Далеко внизу за кладбищенской оградой волны Ладоги.
По углам ограды башенки с трубящими ангелами, но трубы опущены вниз в знак печали.
Удивительно, но это место дарило вдохновение многим известным художникам и писателям.
В 1867 году художник Федор Васильев написал картину «В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря».
Не обошли вниманием это место и современные живописцы – вот так увидел его в 2010 году художник Ростом Басиладзе:
Писатель Иван Шмелев вспоминает о старом братском кладбище в своем очерке «Старый Валаам», написанном в эмиграции в 1935 году как о месте, где даже не тишина, а «глуше и глубже тишины покой».
Посещали это место и составитель национального карельского эпоса «Калевала» Элиас Лёнрот, и Николай Рерих, и Владимир Иванович Немирович-Данченко.
Братские захоронения выглядят довольно непривычно для светского человека – это просто обкатанные ладожской волной небольшие камешки-гладыши, на которых зачастую нет даже имени монаха:
Если у монаха оставались родственники, и они хотели поставить ему именное надгробие, по благословению игумена это разрешалось сделать:
Встречаются здесь и захоронения членов знатных и богатых родов, которые занимались благотворительностью и поддерживали монастырь материально.
Среди православных захоронений здесь есть одно католическое надгробие — с позволения монастырского руководства здесь была похоронена Камилла Женари – тёща архитектора Горностаева, по проектам которого были построены многие монастырские сооружения и храмы. Камилла приехала в Россию навестить дочь и зятя. Во время прогулки на лодке по Ладоге случилось несчастье – она упала в воду, мальчик, сидевший на веслах, пытался ее спасти, но не смог, оба они утонули. Её надгробие находится в углу кладбищенской ограды и полностью утопает в кустах сирени.
Но самое загадочное и легендарное захоронение – это могила шведского короля Магнуса II.
По преданию в 1350 году Магнус попал на Ладоге в жесточайший шторм и чужом спасся, будучи выброшенным на остров Валаам. Буквально через несколько дней жизни в монастыре он так проникся православием, что принял монашеский постриг под именем Григорий, здесь прошла вся его последующая жизнь, и, умирая, он завещал своим потомках никогда не воевать с Россией. Правда, они не слишком к этому прислушались. Насколько это достоверная история, сказать трудно. По сведениям других источников король попал в бурю в Балтийском море. Но, могила схимонаха Григория действительно существует, и к ней обязательно приводят путешественников.
А нам пора двигаться дальше. Нас ожидает Никольский скит.