«Что это мы все без молока, да без молока?»,- вопрошал голосом Олега Табакова кот Матроскин. Так же, в один из тихих уютных вечеров, когда ароматный черный чай был разлит по рюмкам, в непринужденной беседе членов редколлегии «ВР» прозвучал вопрос: «А как же бестиарий?» Ведь в индустрии компьютерных игр вообще и на страницах нашей газеты в частности появлялось в самых разных ролях огромное количество причудливых фантастических созданий. Пришло время рассмотреть поближе это многообразие видов, не попадающее под теорию Дарвина, не связанное законами физики, биологии, анатомии и нередко простыми правилами логики.
В сегодняшней, стартовой статье речь пойдет не о царственных драконах и не о возвышенных эльфах. При попутном ветре доберемся и до них. Наш рассказ - об обладателях «приза зрительских симпатий» геймдева, любимцах публики, парнях веселых и бойких, но порой небезопасных в общении. Встречайте орков.
Само слово «орк» появилось задолго до написания «Властелина колец». Средневековые британцы называли так чужестранцев, от которых не ожидали ничего хорошего. Под «ничем хорошим» в те времена обычно понимался молодецкий удар булавой по голове и много открытого огня. В литературе орк иногда проскальзывал как существо нереальное, вымышленное, необязательно зеленое и воинственное. Образ орков, какими они известны нам сегодня, сформировался усилиями в первую очередь того самого профессора. Джон Рональд Руел Толкиен сделал орков основой армии Тьмы, ее главной ударной силой. Они были выведены злобным Морготом путем направленной мутации и селекции. Морготу удалось настолько испортить и исказить подопытных эльфов, что в итоге получились низкорослые кровожадные уродцы. Маг Саруман пошел дальше и вывел новую породу – более сильную, жестокую и теперь не слабеющую от дневного света; орка версии 2.0 назвали «Урук-Хай». В таком виде существа начали свое шествие по страницам книг, экранам кинотеатров и, что особо важно для нас, по виртуальным игровым вселенным.
Хотя, толкиеновские орки полувековой давности имеют существенные отличия от теперешних литературных и игровых собратьев. Средиземские орки рьяно служили делу полной и безоговорочной победы Тьмы над Светом, большинство же известных сегодня орков вполне довольны совершением периодических набегов, локальным грабежом и, главное, возможностью вести войну. Против кого будут вестись боевые действия – не важно, в крайнем случае сойдут орки другого племени или те орки из своего племени, которые когда-то на кого-то косо посмотрели. Излишняя воинственность, низкий уровень материальных потребностей, в немалой степени лень и поверхностность планов не позволяют оркам возвыситься над людьми или, на худой конец, покорить «ботаников»-хоббитов. Зеленокожим это просто ни к чему. В качестве исключения можно вспомнить орков из третьей части RPG-сериала Gothic, в которой клыкастые завоеватели покорили целый человеческий континент и установили там оккупационный режим по всем правилам военного времени. В кадр это не попало, но наверняка «готичные» орки ходили по дворам с корзинами, требуя молоко и яйца. Орочье войско озабочено агрессивной экспансией и подчинением соседних рас в стратегическом сериале Warlords, но там это продиктовано особенностями игровой механики.
Орки Толкиена исполнены злобы на грани с бешенством; зеленокожие из видеоигр все чаще проявляют терпимость и способность к социальной адаптации. В мирах Gothic и Risen орки хоть и угрюмы донельзя, но не одержимы убийством и насилием. Некоторые из них даже поселились среди людей, они могут оказать помощь в выполнении квестов и за определенную плату обучить полезным навыкам: во вселенных этих немецких RPG ученики в поте лица ищут учителей, а не наоборот, как в наших СШ. А орки мира Warhammer в первую очередь стремятся к схватке с достойным противником, а не к бессмысленной резне и садизму, как, например, темные эльфы из того же мира. Они физически неспособны пребывать в состоянии покоя, они лишены томительных сомнений, им неведомы хандра и меланхолия. Орки «Молота войны» постоянно жаждут сильных эмоций и адреналина, превыше всего ценят свободу, они грубы, но жизнерадостны. Неспроста их жаргон напоминает сленг американских черных кварталов, не хватает только рэп-импровизаций. По сравнению с орками, вышедшими из популярнейшего настольного варгейма, твари «Властелина колец» похожи на скучных, утомленных жизнью падальщиков. Вдоволь порубить классических сауроновских орков и Урук-Хаев можно в качественных слешерах Two Towers и Return of the Kings по сами знаете какой кинолицензии. А неплохая стратегия в двух частях Lord of the Rings: Battle for Middle-Earth дает ценную возможность стать во главе орочьих батальонов и отучить эльфов задирать свой бессмертный нос.
Усредненный внешний вид современного орка таков: высокий (около двух метров) рост, зеленая – как вариант, красная или коричневая – кожа, широкий нос, торчащие наружу клыки. Телосложение спортивное, атлетическое. Если вы где-нибудь, например, на Витебщине или на окраинах столицы, встречали орка с неопрятным пузом, целлюлитом и щеками-хомячинами, сообщите в редакцию о неправильном орке! Орки неравнодушны к татуировкам и ничего не имеют против украшений, элегантное кольцо в носу, по их мнению, отлично подходит для выхода в общество. В выборе одежды они, как правило, аскетичны и руководствуются простым принципом: «главное, чтобы ничего не цеплялось за колючие кусты, когда гоняешься за дриадами и лесными феями».
Также читайте нашу статью по игре Saw II