Найти тему
Автобрюзгач

Откуда берётся нагар на клапанах?

Оглавление
Источник: https://youtu.be/4aNnKHDg4mk
Источник: https://youtu.be/4aNnKHDg4mk

Герметичность камеры сгорания при неизменном её объёме – важное условие нормальной работы двигателя, особенно современного, где степень сжатия и форма пространства над поршнями определены чрезвычайно строго, поскольку моторы и так работают на пределе детонационных границ горения. При этом камера обычно снабжена четырьмя большими подвижными деталями, тарелками впускных и выпускных клапанов. Понятно почему к их состоянию и точной работе предъявляются высокие требования. Появление нагара тут очень нежелательно.

Нагар бывает разным

В частности, по расположению. Надо разделять его нахождение с внутренней или наружной стороны тарелки, а также чётко понимать, чем различается нагар на впускных клапанах и на выпускных. Хотя бы по природе его появления.

С выпускными всё достаточно просто. Их тарелки обычно нагреты до очень высокой температуры, что способствует самоочистке. Конечно, что-то остаётся, но процессы образования и выгорания достаточно уравновешены и на исправном двигателе слой нагара растёт очень медленно, если вообще растёт. При вскрытии мотора эти клапаны чаще всего довольно чистые и имеют светло-коричневый цвет. Появление тут нагара может означать долгую работу двигателя с большим расходом масла, то есть совершенно нештатную ситуацию. Устранению подлежат причины, а не следствие.

Совсем другое дело с физикой возникновения отложений на впускных клапанах. У моторов, где горючее впрыскивается в коллектор, а там обычно применяются меры, чтобы факел распыляемого бензина был направлен как можно ближе к тарелке клапана, нагар снаружи тарелки почти не растёт. Разве что при постоянном применении крайне некачественного горючего. Во-первых, клапан относительно холодный, во-вторых он постоянно омывается прекрасным растворителем. Даже если сальник стебля клапана уже плохо удерживает масло, оно всё равно не успевает задерживаться.

Возможны отложения с противоположной стороны тарелки. Здесь её низкая температура играет скорее отрицательную роль, процесс самоочистки замедлен, и клапан обычно при разборке выглядит почерневшим от сажи и масла.

Тем не менее, когда расход масла по направляющей стебля клапана переходит через все разумные границы, нагар начинает откладываться и здесь. Он совмещается с той же сажей, поскольку в момент перекрытия клапанов часть несгоревшего топлива попадает обратно во впускной коллектор.

Тяжёлые случаи

Но настоящей бедой является состояние впускных клапанов у двигателей с прямым впрыском. Здесь через клапан проходит обычный воздух и для нагара создаются все условия. Особенно если при конструировании двигателя этому было уделено недостаточное внимание. То есть далеко не у всех моторов.

Клапаны могут зарасти до такой степени, что мотор заметно потеряет в мощности. Необходимо принимать меры к очистке газораспределения. Вряд ли есть смысл применять различные раскоксовывающие средства. Они хороши только как присадки к бензину при постоянном применении. В запущенных случаях их применение достаточно опасно и правильным решением будет снятие головки с последующей механической чисткой.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Каждый день мы публикуем новые интересные статьи.
Авто
5,66 млн интересуются