В этом выпуске речь пойдет о системе, которую все "хорошо" знают, но мало кто применяет ... (материал из книги "Технология")
Начинаем действовать или сперва ставим цель?
В этой части мы рассмотрим одну из главных причин всего, что происходит, то самое целевое начало, с которого начинается осознанное действие.
Цель является атрибутом организации и критерием правильность принимаемых решений, 4-й причиной (по Аристотелю)
Но главное, что цель является главным элементом технологии управлении, этой революция в мы обязаны Питеру Друкеру. Откуда появляются цели, какими характеристиками обладают, как их ставить, чтобы достигать намеченного результата? Ответы, которые лежат на поверхности (точнее в сети) просты лишь на первый взгляд, а по прошествии времени оказываются сложны. Почему цель осталась не достигнутой? Что помешало? Что надо было делать по другому? Как же все-таки ставить цели, чтобы их добиваться?
Я хочу познакомить со своим видением SMART (широко известный прием постановки цели) и тем как он преобразился благодаря Гипермышлению.
Вариант первый
SMART - настолько популярная аббревиатура, что достаточно знать эти волшебные пять характеристик целей, так все начнет происходить само собой. Но это не так, хуже того, знание - это еще не умение, как и уметь, и действовать. Потому я не буду повторять заезженных характеристик, а предложу свои, которые также прекрасно работают:
S (как доллар) — цель должна вести к деньгам,
т.е. нести ценность, за которую люди захотят платить доллары. И здесь можно процитировать Тома Питерса, который сказал, что ценность вашей работы измеряется зарплатой, которую вам за нее платят. Мало платят - значит не ценят. А если при этом вам говорят, что вас ценят, значит откровенно врут!
М — мммм
— это звук ощущения вкуса, да представьте себе, цель должна иметь вкус, не просто вкус, а отличаться от других, быть сладкой, соленой, кислой, горькой, но не все и сразу, это уже безвкусица. В общем цель должна быть специфической, иметь свой вкус на уровне ощущений, предвкушения, предчувствия.
А — цель должна удивлять!
А! вскрикиваете вы, когда ее видите. Цель должна сопровождаться догадками и нести элемент неожиданности, чтобы ее нельзя было вот так просто поставить не испытав некоторого озарения, которое ей предшествовало. К тому же вы не можете всем возможностям сказать "Да!", и поэтому выбирайте самое самое!
Р — р-р-р-р-р…
... это рычание от напряжения, которое вызывает цель. Вы понимаете, что это не будет легкая прогулка по набережной. Чтобы ее достичь вам придется не один раз зарычать, чтобы выдержать напряжение, необходимое для ее достижения. Это как вызов, который вы кидаете самому себе
Т — твердая.
Твердость цели говорит, о том, что что-то должно остаться после ваших действий. То, что можно потрогать, взять в руки, а главное на нее можно опереться, оттолкнуться чтобы двигаться дальше, к другим новым целям.
Вариант второй
Этот вариант появился в результате применения приема Зайн, который иллюстрирует открытое мышление! В данном случае "открытость" можно увидеть, так как SMART занимает только пять элементов матрицы 3х3, а значит у целей могут быть другие не менее, а то и более важные характеристики. Результат приема вы можете видеть здесь:
Исследование процесса постановки цели позволило выявить другие элементы, что добавило к "SMART" еще четыре характеристики FLIN и делает цель ее более технологичной, т.е. цель должна быть:
F - формализованной, т.е. записанной на бумаге, а еще лучше - висеть на самом видном месте (над кроватью или на двери в кабинете);
L - последовательной, относительно тех целей, которые ставили вчера и планируете на будущее;
I - интересной! А вам реально интересно... или вы только из-за денег? Это почти про любовь, про интеллектуальное чувство любопытство.
N - согласованной. Вы не один, что скажут про цель окружающие люди, что скажут те, чьи интересы она затрагивает.
В общем элементов цели все больше, а достижений все нет и нет.... не расстраивайтесь, этот процесс самый ответственный, а потому не терпит суеты. Просто попробуйте с простых целей.... и переходите к сложным.
Вариант третий
Другим, т.н. «романтическим подходом» к определению цели является цель, как декларируемый результат, когда вам просто надо описать его во всех деталях. Попробуйте, вероятно, что размер этого фрейма покажется недостаточным, но просто сделайте это.
Просто опишите то, что вы хотите сделать, написать, создать, решить и т.д. только будьте внимательны, это не список дел "Что делать?", а описание результата в деталях... Что вы хотите, чтобы осталось после ваших действий, это и есть результат! Подробности в книге "Технология".
Что останется после прочтения этой заметки?
- Напишите пожалуйста в комментариях.
p.s.
Поставьте цель и продолжение последует...