Найти тему
Музликбез

Лейтмотив

Термин "лейтмотив" появился в музыковедческой литературе в конце 19 века в Германии. Впервые его использовал историк музыки Фридрих Йенс, изучая немецкую романтическую оперу. Дословно Leit motiv (нем.) переводится, как "ведущий мотив".

Лейтмотив - это яркий, образный, легко запоминающийся мелодический оборот, характеризующий героев музыкальных произведений и их драматические переживания. Он многократно повторяется в произведении по мере развития сюжета. Это всегда законченный, четкий, рельефный музыкальный образ, с характерными ритмическим и мелодическим рисунком.

Рихард Вагнер. "Нюрнбергские мейстерзингеры". Верхний голос -  мотив песни любви,  нижний голос - тема народного шествия.
Рихард Вагнер. "Нюрнбергские мейстерзингеры". Верхний голос - мотив песни любви, нижний голос - тема народного шествия.

Сложно себе представить классическую оперу или балет, в которых бы отсутствовал лейтмотив. Он всегда сопровождает появление героя на сцене или хотя бы упоминание о нем. К примеру, в опере Римского-Корсакова "Снегурочка" лейтмотив Снегурочки, в "Кольце Нибелунгов" Вагнера лейтмотив Зигфрида, в балете Чайковского "Лебединое озеро" лейтмотив лебедей. В опере "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова лейтмотивом проходит тема моря.

Н.А.Римский-Корсаков "Шехерезада" - лейтмотив Шехерезады.
Н.А.Римский-Корсаков "Шехерезада" - лейтмотив Шехерезады.

Виртуозного вплетения лейтмотивов в сюжетную канву своих творений для усиления драматизма или трагизма, достигли неподражаемые Рихард Вагнер и Римский-Корсаков. Лейтмотив стал основой музыкальной драматургии их опер и симфонических произведений.

Р.Вагнер "Кольцо Нибелунга" - тема рока.
Р.Вагнер "Кольцо Нибелунга" - тема рока.

Спасибо за прочтение)