Немного истории
Каждый из нас хотя бы раз в жизни пытался начать что-нибудь с понедельника. У меня так было с бегом по утрам. Нас заставляли бегать в армии, и со временем я даже научился получать от этой пытки удовольствие, но, вернувшись на гражданку, сразу забросил это дело. Забросил, но не забыл.
Мысли о пробежках приходили ко мне довольно часто. Я много об этом думал, читал какую-то литературу, изучал разные методики, о которых уже ничего не помню. И вот около года назад я все же решился: купил себе форму, беспроводные наушники, подобрал плейлист…
… и отбегал две тренировки.
Вторая попытка дала такой же результат. Третья сорвалась сразу после первой пробежки, а в четвертый раз до бега вообще не дошло. Причем сознательно я был готов бегать! Хотел, планировал, но всякий раз не срасталось: то появлялись какие-то важные дела, то обстоятельства складывались не в мою пользу.
Разумеется, меня такое положение дел не устраивало, огорчало и даже злило.
Реальность как будто издевалась надо мной, а мысли о собственных лени и слабоволии нагоняли тоску.
Пятую попытку начать бегать я предпринял чуть более месяца назад. И спустя двенадцать тренировок я набегаю около шести километров за полчаса. Еще через месяц я планирую увеличить этот показатель на четверть, через два — вдвое.
Профессиональным бегунам мои достижения могут показаться довольно скромными, но мне, всю жизнь далекому от спорта, о таких цифрах приходилось только мечтать. А теперь это реальность. Я бы даже сказал — обыденность.
Откуда такие изменения, спросите вы? Ответ прост: со мной случилась Академия Смысла.
Ошибки прошлого
Свое новое восхождение к цели я начал с того, что проанализировал предыдущие попытки. Важно было определить и понять те причины, по которым я четырежды потерпел фиаско.
Причин этих было три.
Первая заключалась в том, что я хотел бегать только сознанием, не убедив мозг в необходимости этого мероприятия.
То есть на самом деле я не хотел бегать вовсе. Просто в какие-то моменты мне откуда-то надувало, что бегать — это круто, давайте все дружно бегать (и нарезка с Рокки под мотивирующую музыку). Но как только дело доходило до самой пробежки, мозг понимал, что этот идиот ведь взаправду сейчас побежит, растратит казенную энергию — и у меня сразу там болит, там дела какие-то, и вообще по утрам спать надо.
Мозг не видел в пробежках пользы и отказывался от них, моделируя для сознания красивые объяснительным модели, почему так получается.
Вторая причина состояла в том, что тренировки были лишены структуры.
Будучи профаном в этой области, я понятия не имел, как к ней подступиться. Интернет ситуацию только усугубил: не зная, что искать, я читал все подряд и нахватался самых разных методик, зачатую взаимоисключающих друг друга. В результате я тренировался наобум, совершенно не уверенный в правильности того, что делаю. У меня была стартовая точка, была эфемерная цель и абсолютный вакуум между ними.
Разумеется, мозг не был готов выделять энергию на столь невнятную авантюру. Он даже не знал, как правильно назвать эту статью расходов. В этом плане вторая причина напрямую связана с первой: у мозга не было ни видения цели, ни — следовательно — четкого алгоритма ее достижения, а ходить туда, не знаю куда, за тем, не знаю за чем, для любого мозга смерти подобно.
Все это усугублялось третьей причиной: отсутствием положительных подкреплений.
Как известно, вся наша жизнь складывается из динамических стереотипов: начиная с походки, почерка и произношения, и заканчивая паттернами поведения, способом мыслить и образом жизни. Бег по утрам — это такой же динамический стереотип, привычка, которая формируется по определенному алгоритму, описанному мной во второй части Феномена Красной Таблетки (https://vk.com/@sense.academy-fenomen-krasnoi-tabletki-chast-2-esli-budut-sprashivat-menya)
Если коротко: динамический стереотип формируется только тогда, когда совершенное действие (выбор, решение) подкрепляется положительной обратной связью. Должно произойти что-то хорошее, закрепляющее в мозгу выгоду от этого действия.
А что хорошего чувствует неподготовленный бегун во время и после первых тренировок? Ничего! Там болит, здесь колет, дышать невозможно, а на утро чувство такое, что по тебе стадо слонов прошло! То, что вместо положительных мозг получает отрицательные подкрепления, не просто мешает формированию привычки бегать, а формирует динамический стереотип избегать этого самого бега. Мозг де-факто спасает меня-идиота от деструктивного, приносящего одни убытки занятия.
В армии у меня просто не было выбора: мозг понимал, что если я не буду бегать, я а) буду наказан, б) потеряю уважение сослуживцев (что в армии смерти подобно). То есть бегать для него было меньшим из зол, выигрышной стратегией (до тех пор, пока он не придумал кое-что получше).
Образ будущего
Итак, для того, чтобы начать бегать, мне надо было найти ответы на три вопроса: в чем цель (смысл, суть) этих пробежек (1), каким образом эта цель достигается (2), и как от этого получать удовольствие (3).
Интересно то (и я не задумывался об этом до написания статьи), что каждый из этих вопросов свойственен разным психобиологическим типам: центристу (1), конструктору (2) и рефлектору (3). Согласно тесту (https://3mind.ru/), созданному под руководством Андрея Владимировича в рамках Высшей школы методологии, я отношусь к сбалансированному психобиологическому типу. Вероятно, причина подобной тройственности кроется именно в этом. Что еще интереснее, отвечая на каждый означенных вопросов, я заходил на них с трех разных ракурсов: центристского, конструкторского и рефлекторского.
Ответы на первый вопрос («Зачем?», «В чем суть?») были такими:
1. Беговые тренировки оказывают положительное влияние на здоровье организма. В ходе пробежки тренируются мышцы, связки и суставы, улучшается кровообращение и насыщение органов и тканей кислородом, укрепляются сосуды и сердце, выводятся вместе с потом токсины, нормализуются обменные процессы. Бег также развивает выносливость, повышает восстановительные функции организма, положительно влияет на работу нервной системы и умственные способности человека. И так далее в таком духе.
2. Занимаясь бегом, я становлюсь частью некоего общества спортсменов. Я могу не знать их в лицо, но все равно буду ощущать эфемерное чувство единства и братства, приветствовать их при встрече и знакомиться. Бегуны — это как бы отдельная каста наравне с пешеходами, роллерами, велосипедистами, скейтбордистами и самокатерами.
3. Бег по утрам — это довольно простой способ получить чье-то восхищение: от случайных прохожих до знакомых, которым ты рассказал о своем увлечении. Кроме того, крепкое спортивное тело — отличное подспорье в отношениях с прекрасным полом.
На второй вопрос («Как?») ответить было сложнее. Интернет по-прежнему предлагал огромное количество всевозможных программ, методик, уроков, советов и экспертных мнений. Осознав, что опять начинаю тонуть, я плюнул на все и решил обратиться за советом к нескольким знакомым. Забавно, что их советы хоть и не конфликтовали друг с другом (уже что-то!), но все равно разнились.
В конце концов, я стал плясать от трех советов: заведи себе тренера; время важнее расстояния; слушай свое тело и не гонись сразу за высокими результатами.
Мой выбор пал на одно из приложений, коих сейчас полно на мобильном рынке. Не буду утяжелять статью подробностями, скажу лишь, что я снова угодил всем трем радикалам.
Конструктор получил четкий план действий с ясными инструкциями и промежуточными целями и контрольными точками.
Однако оставался третий и, пожалуй, самый важный вопрос: как получать от пробежек удовольствие. Откуда взять дофаминовое подкрепление для формирования динамического стереотипа? С этой проблемой я провозился больше всего.
Потеря интереса к любой деятельности из-за отсутствия быстрого результата (того самого положительного подкрепления) — это одна из моих главных проблем по жизни. Если я перестаю с чего-то кайфовать или не вижу сиюминутного выхлопа — я теряю запал и, простите, забиваю. А тут мне нужно было увлечься не просто неинтересной, но еще и отталкивающей своими побочками деятельностью.
Решение пришло с неожиданной стороны: я вспомнил свое обучение на Красной таблетке. Помимо всего прочего, на курсе мы с моей группой занимались интеллектуальным противостоянием и социальным давлением друг на друга. Мы служили друг другу спортивными снарядами, создавали искусственные условия для того, чтобы добиться специфического результата.
Следом я вспомнил, что мною двигало на курсе.
Порой хотелось все бросить, отказаться, отложить на потом, но кое-что удерживало меня на плаву.
Позерство, социальная ответственность и «Ага!»-эффекты
Моя рефлекторская составляющая очень любит внимание. Я обожаю восхищаться сам и восхищать остальных, и всегда ищу что/кого-нибудь, что/кто подарит мне сильные эмоции.
С другой стороны, у меня есть центристская (а заодно и невротическая) составляющая, для которой важны люди вокруг, их настроение, самочувствие и благополучие. Я постоянно держу их в своей голове, и мне важно наладить с каждым хорошие отношения. И я очень болезненно переношу ситуации, когда я подвожу, подставляю или другим способом причиняю вред этим людям.
С третьей стороны во мне также живет конструктор, которому в целом наплевать на людей, но страсть как нравятся сложные штуки. Планы, таблицы, блоки текста, графики, рисунки, статистика — мой мозг обожает собирать разрозненные фрагменты в единую структуру. Я даже посты во [В]Контакте так составляю. Каждое письмо-отчет по курсу в Академии было произведением конструкторского искусства, каждая сложившаяся в голове идея заливала мозг сладким дофамином.
Так почему бы это не использовать?
Мое «Я-позёр» постоянно ищет восхищения, комплиментов и признания его заслуг. «Я-член стаи» печется о благополучии близких и ненавидит их подводить. «Я-архитектор» любит структуру, законченность и сложность. Думаю, вы уже догадались, к чему я пришел.
Я начал писать отчеты. Себе, членам семьи и моей любимой группе КТ-12 «Земмельвайс».
Конструктору при этом нравился сам отчет, нравилась приведенная в нем статистика: время, расстояние, маршрут, шаги, калории. Числа росли, ощущалась прогрессия, которую я не мог ощутить физически.
В то же время рефлектор купался в лучах славы. Он был красавчиком, его хвалили, им восторгались. Люди признавали его заслуги, по достоинству оценивали приложенные усилия.
Центрист тоже радовался тому, что стая дружно поддерживает его начинания. Но еще больше он радовался тому, что не подвел близких людей, преодолел все невзгоды и выкатил отчет вовремя, без опозданий.
Дофаминового удовольствия из трех этих источников хватало, чтобы перекрыть негатив от больных мышц и чувства скорой кончины во время пробежки. А с четвертой тренировки организм начал адаптироваться к нагрузкам, и я стал получать удовольствие из других источников (в ходе тренировок помимо всего прочего выделяется и эндорфин — гормон радости, счастья и оптимизма).
Таким образом, я — всю свою жизнь далекий от спорта человек — в кротчайшие сроки приучил себя к этому делу. Я не заставил себя им заниматься, а нашел способы получать от него удовольствие. Нет смысла пытаться делать что-то через силу: у мозга всегда будет преимущество, которое сознанием не покрыть.
Изучайте себя, находите в себе те или иные качества и обращайте их в свою пользу. Помимо всего прочего это поможет вам избавиться от ярлыков и оценочных суждений, навешенных на них обществом.
Мне, например, всю жизнь говорили, что самолюбование — это плохо, из-за чего я до сих пор иногда испытываю неловкость за то, как себя веду. Но если я нахожу способ с помощью этого «плохого» качества сделать лучше себе или другим — миф о его «плохости» для меня разбивается, а значит, слетает и еще один зажим, который до этого сосал из меня энергию.
На этом все. Спасибо внимание. Если вам есть, что спросить, возразить или добавить — я с удовольствием пообщаюсь с вами в комментариях.
Удачи вам, дорогие друзья.
Автор: Алексей Иванов — начинающий писатель, игровой сценарист и нарративный дизайнер.
Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления
и на нашем сайте.