Такие слова, как "кровь" и "любовь", рифмовались поэтами в течение многих веков. И, наверное, не просто так. Человечество вообще по своей природе почему-то склонно время от времени страдать. Меланхолия и грусть чаще достигают своей цели, нежели ощущение счастья, и тем более радости.
Почему так происходит? По какой причине в современной музыке ощущается все больше грусти и одиночества?
Что такое меланхолия?
Прежде всего, наверное, стоит познакомиться с самим противником нашего хорошего настроения - госпожой Меланхолией. Эта дама совсем непроста и стара как жизнь. Для того чтобы ответить на вопрос, кто же она такая, английскому священнику и писателю Роберту Бертону еще в 1621 году пришлось написать гигантский трактат, толщина которого составила 900 страниц. При этом, как свидетельствует история, это было лишь началом, поскольку Бертон продолжал дополнять свой труд еще почти 20 лет, пока не умер в 1640 году. Очевидно, что это может свидетельствовать лишь об одном - он так и не смог ответить на поставленный самому себе вопрос.
Между тем, сам термин «меланхолия» был озвучен еще греческим отцом медицины Гиппократом. Что же сказал этот мудрый грек, клятву которому до сих пор приносят все врачи мира? С его точки зрения, меланхолия, она же хандра, она же грусть, мрачное помешательство, задумчивая тоска и тихое отчаяние, в своей основе имела всего лишь и излишек желчи в организме человека. То есть, во всем виновата печень?
Грусть и меланхолия в музыке
Вряд ли можно себе представить, что, например, в средние века какие-нибудь трубадуры ходили и грустно напевали о несогласии с политикой Ричарда Львиное Сердце. Или о том, что родители не понимают, а все друзья ушли на увеселительную пирушку, не взяв несчастного героя с собой. В те суровые времена грустить можно было только о вечном. Вот и напевали эти поэты-музыканты, а заодно и остальной люд, грустные баллады дамам сердца. В остальном же хандрить было просто некогда, ибо нужно было либо воевать, либо работать.
Сегодня же все не так. Мудрые люди не зря говорят, что вся грусть - от безделья. Мир изменился. Позабыты хлопоты. Остановлен бег. Как говорится, ничего не остается, как разбавить огромное море свободного времени грустью и тоской. И вот на арену уже выходят разбитые сердца нового времени, немедленно становясь величайшими музыкальными хитами. Начиная от Долли Партон с ее "Я буду любить тебя всегда", позже перепетой Уитни Хьюстон, и заканчивая "Кто-то, как ты" Адели и «Оставайся со мной» Сэма Смита, музыканты успешно превращали, превращают и будут превращать свои слезы в золото.
Исследования
Выражает ли современная музыка еще более глубокое несчастье и меланхолию, чем песни прошлого? Этим вопросом озадачилась группа ученых-исследователей Технического университета имени Лоуренса. Они дважды проанализировали тысячи музыкальных хитов США и Великобритании за последние несколько десятилетий. В результате было выявлено, что, начиная с 80-х годов, в текстах популярных песен начинается преобладание таких эмоций, как грусть, тоска и одиночество. При этом такие выражения чистой радости и счастья, как, например, «Битлз» с их "Все, что вам нужно, это любовь" и ряд других песен, редко когда достигали верхних строчек чартов.
В чем же причина такой тревожной динамики? Отражает ли она простое изменение во вкусовых потребностях мировой аудитории, или это является ужасающим выражением эмоциональных потрясений современного общества?
Слезы или страхи
Лиор Шамир из Технического университета имени Лоуренса собрал тексты 6150 синглов, входивших в число ста лучших песен Billboard в период с 1951-го по 2016 год и написал для них программный алгоритм, учитывающий языковые маркеры таких эмоциональных состояний и черт личности, как грусть, страх, отвращение, радость и экстраверсия. После обработки информации компьютер выдал следующие значения:
- доминирующей эмоцией в хите «Полное затмение сердца» Бонни Тайлер была грусть с оценкой 0,51 балла из 1,0;
- в легендарной песне группы Village People YMCA главной эмоцией стала радость, набравшая 0,65 из 1,0;
- в шедевре Queen's We Will Rock You победила экстраверсия с колоссальными 0,85 баллами против 1,0.
После этого Шамир усреднил оценки за каждый год и изучил, как они менялись с течением времени. Полученный результат был просто поразителен.
Что сказали цифры
Что же показали цифры? Поистине, они открыли настоящий ящик Пандоры. Как выяснилось, за проанализированные 65 лет развития музыкальной индустрии такие эмоции, как гнев и отвращение, почти удвоились, а ощущение страха увеличилось более чем на 50 %. Примечательно, что современные песни стали более агрессивными и страшными по содержанию, чем творчество тех же панков в период их расцвета.
Одной из вероятных причин этому, возможно, может являться появление и растущее влияние рэп-музыки, которая, как и панк, стала отражением социальных волнений в обществе и всеобщего чувства бесправия. Таким образом, такие эмоции, как меланхолия, грусть и тоска были довольно стабильными в музыке вплоть до 80-х годов, после чего начался резкий скачок их количественного и, главное, качественного выражения. Этот рост неуклонно увеличивался до начала 2010-х годов, при этом радость, уверенность в себе и открытость также стремительно уходили из музыкальных произведений.
Последовательности и параллели
Проанализировав полученные показатели, Лиор Шамир увидел, что периоды изменения тематики песен в сторону агрессии, страха и грусти имеют довольно четкие связи и последовательности. Он выяснил, что существуют очень существенные различия между текстами конца 50-х годов по сравнению с современными.
Чтобы провести параллели этого феномена, Шамир выбрал несколько самых популярных хитов 50-х. На удивление, в них доминирующей эмоцией была радость. Например, песня Элвиса Пресли «Все на взводе» набрала 0,702 балла, а «Длинный высокий Салли» Литтл Ричарда - 0,82. При этом песни, завоевавшие первые места в хит-парадах 2000-х, напротив, были наполнены совершенно противоположными эмоциями. В частности, "Когда я" рэпера Ne-Yo и "Тяжело" Басты Раймса набрали по 0,97 балла по шкале гнева.
Другие исследования
Полученные Лиором Шамиром результаты в целом совпали с другими независимыми исследованиями, которые провела ученый-математик Наталья Комарова из Калифорнийского университета Ирвин, однажды буквально шокированная музыкальными предпочтениями собственной дочери. Для того чтобы выяснить, как менялась эмоциональная окраска песен с течением времени, она обратилась к исследовательской базе данных Acoustic Brainz, дающей возможность применения специального алгоритма для определения таких акустических характеристик, как количество мажорных или минорных аккордов и темпа, по которым затем составлялась общая оценка присутствия той или иной эмоции в песнях.
Наталья проанализировала более полумиллиона музыкальных произведений, бывших популярными в Великобритании в период между 1980-м и 2015 годами, и обнаружила, что по прошествии времени общий тон музыки начал становиться все менее радостным. Причем это изменение также началось с 1985 года, что еще раз подтвердило догадки Лиора Шамира.
Интересно, что Комарова обнаружила прямую зависимость между ритмичностью и присутствием негатива в музыке. Таким образом, несмотря на явную отрицательную направленность, которые выражали такие треки, именно они чаще всего побуждали людей танцевать.
Печальные тенденции
Конечно же, все озвученные исследования носят достаточно широкий и обобщенный характер. Во всех случаях можно найти достаточно много исключений из правил. Например, таких, как "Счастливый" Фаррелла Уильямса или "Бриллианты" Рианны. Эти песни стали просто мегахитами сегодняшних дней, несмотря на очень светлую и оптимистическую лирику.
Тем не менее, в целом все равно прослеживаются довольно тревожные тенденции общего смещения тематики и эмоциональной наполненности современной музыки в мрачное и негативное русло.
Конечные причины этого по-прежнему не очень ясны, и ученые опасаются выдвигать какие-либо конкретные гипотезы. Однако можно с большой уверенностью предположить, что без глобальных социальных изменений в обществе здесь, увы, не обошлось.