Найти тему
Ваш Реставратор

Первая ФЕМИНИСТСКАЯ книга в России!

«Причины нравственной физиономии женщины» Анзимирова М.Н.
«Причины нравственной физиономии женщины» Анзимирова М.Н.

Сегодня все время на повестке дня мы слышим слово "Феминизм", оно звучит во всех контекстах и во многих темах дня. Вот и наш, скромный мир реставрации познакомился с этим явлением через книгу!

Нам принесли в дар книгу в очень плачевном состоянии и мы принялись ее изучать.

Фотография книги до реставрации
Фотография книги до реставрации

Состояние было совсем печальное, далее по тексту будут фотографии до реставрации и после. У книги отсутствовал переплет, листы достаточно потрепанные, много разрывов, утрат, пятен, затеков и прочего. Но, в первую очередь, нас заинтересовало содержание книги.

Фотография книги после реставрации
Фотография книги после реставрации

Открыв первые страницы мы начали читать предисловие от автора:

«Тип заурядной женщины, сложившийся с древности под влиянием самых неблагоприятных для нее условий, при неверных взглядах на весь ее пол, - имеет много несимпатичных сторон; но приписывать их женской природе - в высшей степени неосновательно. Тип этот, т. е. вся нравственная физиономия женщины, выработан самим мужчиною прошлого, его законами, его желанием господствовать, его его эгоистическими требованиями, наконец отсутствием общечеловеческих прав, в которых женщине было отказано во все времена.» Цитата из книги (пунктуация сохранена)

Такое начало и написанное в 1901 году не могло оставить нас спокойными и мы приступили к изучению писательницы книги и ее трудов.

Анзимирова М.Н. (фото из Википедии)
Анзимирова М.Н. (фото из Википедии)

Анзимирова Мария Николаевна (псевдоним «Маран») (1831—1912) - русская писательница-феминистка. По сословному происхождению дворянка, фамилия до замужества Литке (племянница резидента Академии наук графа Федора Литке). Отучилась в Смольном, в Институте благородных девиц. Но и после учебы продолжала заниматься самообразованием — научным и музыкальным. Часто выступала за женское освобождение и за «широкое» женское образование.

«Я пишу не для тех, кто имел счастье получить сколько нибудь широкое образование, но для того большинства русских женщин, которое мало знакомо не только с прошлым своего пола, но и с общею историей прогресса человеческой мысли» Цитата из книги (пунктуация сохранена)

В 1860-х годах, когда уехала на Алтай вместе с мужем, упорно занималась культурной работой. В городе Барнаул создала художественно-музыкальный кружок, а в Омске открыла Западно-Сибирское отделение Императорского музыкального общества. Она и сама являлась педагогом по музыке, немецкому и французскому языку.

Фотография до реставрации
Фотография до реставрации
Фотография после реставрации
Фотография после реставрации

Поскольку она не имела возможности участвовать в акциях женского движения, проходящих в столицах, Анзимирова сделала упор на литературную деятельность. Ей принадлежит так же книга «Женщина и ее судьи», в которой она рассуждает о женском творчестве. Ее позиция - это защита творчества женщин и даже рассмотрение «женского вопроса», как проблемы культуры. Последний литературный труд назывался - «Правда о мужчинах. По поводу брошюры графа Толстого «Правда о женщинах», по сути это дискуссия с Л.Н. Толстым по поводу его взглядов на женщину.

Фотография до реставрации
Фотография до реставрации
Фотография после реставрации
Фотография после реставрации

По праву Анзимирову Марию можно причастной к формированию феминистических взглядов в России. А, что сама книга?

«Причины нравственной физиономии женщины» - Исторический очерк с приложением обзора статей по женскому вопросу. Издано в типографии "Электропечатня", в городе Санкт-Петербурге, год издания - 1901г. Формат книги 22,5 х 16 см.; 295 страниц.

Фотографии состояния книги до реставрации
Фотографии состояния книги до реставрации
Фотографии после реставрации
Фотографии после реставрации

В книге описан общий взгляд на прошлое женщин. Затронуты такие вопросы, как кокетство, религия и законы индусов, положение женщин в Китае, Греции и Египете, а также краткий очерк положения женщин у других народов, общий обзор взглядов на женщину.

"У всех древних народов идеал женского типа сводился к одному и тому же: повиновение, смирение, безответность, трудолюбие, (но без права выбора труда), и благоразумие - в смысле покорность." Цитата из книги (пунктуация сохранена)
Фотография оглавления до реставрации
Фотография оглавления до реставрации
Фотография оглавления после реставрации
Фотография оглавления после реставрации

Эта книга признана одной из первых русских книг по феминизму и эмансипации женщин. Погружение в философские взгляды на женщину привело автора к выводу о ложном пути, по которому развивается чисто «мужская цивилизация». Большим достижением этой работы Мария Николаевна считала решение «десятков молодых женщин променять погремушки модных магазинов на желание мыслить и выработать в себе человека». Книга была оценена и ее соратницами по движению, как вклад в развитие женского движения.

"Если значительное улучшение всестороннего женского положения не так близко, за то оно несомненно, потому что здесь говорит один из крупнейших законов общечеловеческой природы. Все нам указывает на то, что человеку предназначено совершенствоваться, а без поднятия личности женщины качественное совершенствование человечества немыслимо." Цитата из книги (пунктуация сохранена)
Фотография книги после реставрации в подарочном футляре
Фотография книги после реставрации в подарочном футляре

Конечно мы не могли оставить подобную книгу без должного внимания. Книжный блок был промыт и очищен от грязи и пыли. Проделали большую работу по реставрации листов. Дорастили утраты, устранили заломы и загибы. Был выбран цельнокожанный переплет со строгим тиснением на сторонке.

Фотография корешка футляра книги
Фотография корешка футляра книги

Для бережного хранения мы разработали футляр. Конструкцию выполнили из плотного картона и обтянули точно такой же кожей, повторив тиснение на крышке. Внутри футляр обтянут бархатом и кожей. На сторонке сделан карман для дарственного письма, карман оборудован клапаном на магните, чтобы прижать бумагу. Сама книга помещается в специальное углубление. На корешке футляра выполнено тиснение золотой фольгой. Футляр закрывается на элегантные замочки.

Фотграфия замков футляра
Фотграфия замков футляра

Книга получила вторую жизнь и достойную оправу!

Спасибо большое, что прочитали эту статью. В нашей ленте Вы найдете много интересного и познавательного.  Мы будем рады видеть Вас в числе подписчиков, с удовольствием прочитаем Ваши комментарии и будем признательны если Вы поделитесь нашей статьей с друзьями!

А если Вашим книгам нужна помощь, то мы приглашаем Вас в нашу мастерскую!