Или великим нуар тоже не чужд
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки!
День добрый, дорогие друзья! Рады приветствовать вас на специализированном канале, главной темой которого является мрачный мета-жанр, более известный публике как нуар (от французского слова noir – «черный»). Проводником в этот коварный, но манящий мир опасности и соблазнов являюсь я - писатель и историк Андрей Васильченко, автор первого полноформатного исследования по этой теме, книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»
Считается, что нуар не был престижным жанром. Действительно большая часть нуаров классического периода относились к разряду «низкобюджетного кино» (по крайней мере, по сравнению с историческими постановками и мюзиклами). Однако нуар нельзя назвать «дешевым» жанром. Его история связана с именами, которые составляют гордость мирового кинематографа: Фриц Ланг, Акира Курасава, Тарковский, Бергман и масса других. В их списке мы можем обнаружить имя Стэнли Кубрика. До того как он прославился своими космическими лентами и якобы постановкой «высадки американцев на Луну», он снял весьма качественный нуар – «Убийство» (1956)
Сразу же оговоримся, что устоявшееся в отечественном прокате название не совсем верное, точнее говоря, совершенно неверное. Поскольку речь идет об ограблении кассы ипподрома, то жаргонное словечко надо переводить как «Убойная ставка». Хотя, это, конечно частности. В данном случае Кубрик обращается к одному из нуарных направлений, которое можно было бы охарактеризовать как «анатомия преступления»
Впервые в нуаре это было явлено в «Асфальтовых джунглях» (1950). В этой связи едва ли может считаться случайным, что в обоих фильмах главную роль играет Стерлинг Хейден. Если же говорить о его образе в качестве инициатора глобального дела, то его образ был позже спародирован в «Берегись автомобиля», где Деточкин идет на дело в шляпе и с портфелем. Пересмотрев фильм Рязанова, признаю, что это была не просто комедия, а своего рода советская пародия на нуар.
Однако «Убийство» в отличие от прочих фильмов с «анатомией преступления» сосредотачивается на не самом криминальном деянии, а на роли случайности в судьбе человека, в том числе планирующего «ограбление века». Когда случайностей становится слишком много, то любой идеальный план перестает быть собственно «идеальным». А потому грань между ожидаемым и действительным очень зыбкая, как собственно и всё в нуаре. Показано, что опасность теперь исходит уже не от «роковой красотки», а от «роковой случайности», которой может стать всё, что угодно – криво брошенный взгляд, неудачная фраза, желание похвастаться
Последнее относится к герою, которого играл «главный невротик Голливуда» Элиша Кук- младший (о нём мы рассказывали вчера). Его жадная до денег жена уже не классическая femme fatal, а пародия на неё, что заканчивается плохо для обоих супругов. Опять же в фильме появляется характерный для поздних криминальных фильмов персонаж - «русский богатырь-бандит» - Обухов, которого сыграл грузинский борец-тяжеловес Кола Квариани.
Чем еще примечателен данный фильм? Про недосказанность нуара говорилось уже очень много, поэтому не будем повторяться. Куда более интересной является попытка создать что-то вроде объемной сцены, а именно начала скачек. Так сказать 3D-действие, когда происходящее показано с разных точек зрения. Много позже это попытались довести до совершенства с одной стороны в американской ленте «Точки обстрела» (2008), с другой стороны в отечественном фильме «Шапито-шоу» (2011). Как бы то ни было, но «Убийство» Стэнли Кубрка стало своего рода «культовым кино» едва ли не десятилетия спустя после выхода. В 1956 году оно не произвело никакого особого эффекта на публику. Что связано в первую очередь с закатом нуара как такового, которому вообще предвещали «скорую кончину» (кто бы мог подумать, что он затем несколько раз воскреснет?)
Сайт про нуар http://noir-film.ru/
На этом мы заканчиваем нашу сегодняшнюю историю. Не забывайте читать наш канал, так как очень скоро мы продолжим рандеву в криминальном подземелье нуара. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко