Снижающиеся доходы населения и рост конкуренции со стороны других форматов и интернет-торговли привели к замедлению темпов роста выручки большей части ретейлеров, управляющих гипермаркетами. Кроме того, аналитики РБК Исследования рынков считают, что потенциал классического формата гипермаркета площадью более 10 тыс. кв. м с большим ассортиментом непродовольственных товаров в России практически исчерпан.
Большие вложения в аренду, персонал, товарный остаток и поддержание крупного магазина в рабочем состоянии приводят к трансформации формата. В последнее время идёт тренд на увеличение количества компактных гипермаркетов. Несмотря на уменьшение размера, они столь же выгодны, как классические гипермаркеты за счёт снижения эксплуатационных расходов и, следовательно, цен, благодаря которым сеть может выйти на новых потребителей. Еще одним преимуществом компактных гипермаркетов является возможность их размещения в центральной части города и спальных районах.
Данные о снижении трафика в гипермаркетах, полученные в ходе опросов, подтверждаются и оперативными данными крупнейших ретейлеров данного формата: перестала расти выручка гипермаркетов «Ашан», не растут финансовые показатели Metro Cash&Carry, продолжает сокращаться трафик у гипермаркетов «О’Кей». Замедлились темпы роста гипермаркетов крупнейших сетей России – X5 и «Магнита». В обоих случаях предполагается, что реновация и новая концепция помогут улучшить ситуацию с продажами и трафиком в сети.
Среди операторов гипермаркетов, у которых растут в том числе и LFL-показатели, следует отметить «Глобус» - одну из наиболее эффективных сетей по продажам с квадратного метра в России. Успехи «Глобуса» объясняются несколькими факторами: широким ассортиментом сети, включающей собственное производство и полноценные фудкорты, продуманной концепцией, которая оказалась популярной в России, высоким уровнем сервиса и т.п.
______________________________
Модели потребительского поведения на рынке продуктов питания