Рассказы о том, что прививки вызывают аутизм, пугают родителей и провоцируют их на отказ от вакцинации. Откуда «растут ноги» у подобных слухов?
Скандальная публикация
Все началось 28 февраля 1998 года, когда один из самых авторитетных медицинских журналов в мире The Lancet опубликовал результаты маленького исследования. Британский врач-гастроэнтеролог Эндрю Уэйкфилд и еще двенадцать других специалистов утверждали, что им удалось выявить новый синдром, который они назвали аутистическим энтероколитом.
В исследовании изучались истории болезней 12 детей, у которых были отмечены так называемые поведенческие симптомы по типу аутизма в комплексе с поражением кишечника. Согласно данным Уэйкфилда, у 8 из 12 детей тревожные признаки появились в течение 2 недель после прививки корь-краснуха-паротит (КПК), а у еще одного ― после вакцинации от кори.
Исследование не выдерживало никакой критики: оно не опиралось на статистические данные, контрольной группы участников не существовало, а сами выводы о связи между новоявленным синдромом и вакцинацией были построены на неподтвержденных воспоминаниях родителей. Несмотря на это, публикация получила огромный резонанс.
Научные опровержения
Реакция ученого мира не заставила себя долго ждать. Уже в 1999 году были обнародованы результаты первого исследования с участием 500 детей, свидетельствующие об отсутствии связи между вакцинацией и развитием аутизма. Каждое следующий проведенный эксперимент отличался от предыдущего всё возрастающим числом участников.
В 2001 году в исследовании, пытающемся найти-таки зависимость между аутистическим расстройством и вакциной КПК, были изучены истории болезней 10 тысяч детей, в 2002 году ― 537 тысяч и чуть позже ― данные еще 535 тысяч маленьких пациентов. Вердикт был однозначен: вакцинация и аутизм не имеют друг к другу никакого отношения.
В 2005 году опубликовали обзор 31 эксперимента с участием в общей сложности 10 миллионов детей, а в 2011-м ― еще один крупнейший метаанализ на 14 миллионов 700 тысяч детей. Ни один из них не выявил связи между развитием аутизма и вакцинацией. До сих пор ученые не знают, что именно вызывает аутизм. Тайна его возникновения покрыта мраком, который пока не может развеять современная научная мысль. И все же 12 крайне сомнительных случаев «за» связь аутизма с вакцинацией в глазах части общественности выглядят более убедительно, чем 14 700 000 историй «против». Нонсенс? Да, тем более что Уэйкфилд был уличен в очень сомнительных махинациях.
Скелеты в шкафу
В ноябре 2004 года в эфире канала Cannel 4 один любознательный журналист Брайан Дир привел неопровержимые доказательства того, что Уэйкфилд еще перед публикацией своей статьи в The Lancet подал заявку на патент собственной вакцины. Кроме того, выяснилось, что одна частная юридическая фирма заплатила Уэйкфилду около 430 тысяч фунтов за «свидетельство эксперта» в иске против производителей вакцин КПК. Кстати, выплаты «гонорара» начались еще за два года до публикации в журнале Thе Lancet.
Затем на свет выбрались и очень некрасивые факты, обнажающие этическую сторону исследования.
Оказалось, что Уэйкфилд проводил крайне инвазивные диагностические процедуры детям без одобрения совета по этике и вопреки клиническим интересам самих детей: маленькие участники прошли через колоноскопию, биопсию толстой кишки и даже люмбальные пункции.
В общем, репутации Уэйкфилда был нанесен настолько сокрушительный удар, что защищаться дальше оказалось невозможно. Обвиненный в крупнейших махинациях врач, судившийся на тот момент с Диром, был вынужден оплатить все судебные издержки и «упасть на дно», хотя все обвинения в свой адрес он продолжал отрицать.
Вскоре Уэйкфилд был лишен медицинской лицензии, а The Lancet отозвал скандальную статью. Однако же колесо истерии вокруг вакцинации это не остановило.
Что написано пером…
Несмотря на очевидные доказательства нечистоплотности Уэйкфилда и его личной заинтересованности в отзыве вакцин КПК, и сегодня 25 % американских родителей верят, что прививки вызывают у детей аутизм, а около 1,8 % родителей отказываются вакцинировать детей.
В результате корь, которая в 2000 году была объявлена побежденной, вновь вернулась на международную арену. В 2001-м во Франции было зарегистрировано 15 тысяч случаев заболевания, а в 2012-м в Британии ― 2000 случаев. Тревожная тенденция прослеживается и в заболеваемости коклюшем. С 2004 года она выросла почти вдвое, а в США в 2012 году было зарегистрировано 20 смертельных случаев от осложнений коклюша.
Но такого «эффекта» Уэйкфилду, похоже, было недостаточно. В 2016 году он представил на фестиваль в Нью-Йорке документальный фильм «Vaxxed», в котором пытался обвинить медицинское сообщество в стремлении скрыть связь между вакцинацией и аутизмом. Основатель фестиваля Роберт де Ниро, ребенок которого сам болен аутизмом, принял решение снять «Vaxxed» с программы, а потому очередная провокация Уэйкфилда осталась нереализованной. Но, к сожалению, она может быть далеко не последней.
Генеральный медицинский совет Великобритании, объявляя о лишении Уйэкфилда медицинской лицензии, отметил, что никаких санкций не хватит, чтобы стереть его имя из истории медицины, ― настолько тяжелые последствия имели манипуляции псевдоученого.
Результаты их мы видим и сегодня, в том числе и в наших поликлиниках, детских садах и школах. И если эмоциональные всхлипывания защитников Уэйфилда продолжат заглушать голос разума, рост числа случаев кори и коклюша может быть лишь началом большой беды.
Марина Поздеева специально для Apteka.RU