Стоило мне заселиться в Пномпене в хостел и зайти в комнату, как на меня тут же накинулся с разговорами какой-то американский дядюшка лет 50-и, проживающий здесь. Ощущение, что он неделю сидел один в лесу и вот наконец-то вышел к людям, изголодавшись по общению. Уже минут через 10 дядюшка попросил у меня в долг хотя бы пару долларов на еду. Сказал, что отдаст через 2 дня, и стал рассказывать, что он здесь в прямом смысле этого слова голодает – за последние пару месяцев потерял едва ли не 20 кг своего веса. А вы всё говорите о каких-то голодающих детях Африки. Глупости, вот американские граждане в Камбодже голодают, это факт!
Я нашёл в кармане купюру в 10 000 риелей (2.5$) и протянул горе-американцу. Он очень обрадовался и обещал показать хорошую дешёвую едальню поблизости, где он обычно столуется. Туда мы сразу же и направились, так как я тоже не против был поужинать. Дядечка всё время что-то говорил, рот его почти не закрывался. Он рассказывал во всех подробностях о том, что несколько лет жил в Таиланде и работал там учителем английского. Более того, он успел за это время там нажить аж двух детей от какой-то бирманки. В один прекрасный момент она вроде как кинула его на какие-то деньги и сбежала вместе с детьми.
Доллары США имеют свободное хождение в Камбодже наравне с местной валютой и принимаются абсолютно повсеместно. Курс риеля жёстко привязан к доллару: 1$ = 4000 риелей. Купюры меньше 1000 риелей почти не используются, а потому цены обычно округляются.
Сам американец после этого выехал в Камбоджу для изготовления очередной новой визы, но обратно его почему-то уже не впустили и он решил осесть пока здесь. Работал 3 месяца в какой-то школе в Сиемреапе, но оттуда его потом тоже попросили. Дядечка перебрался в столичный Пномпень и перебивался там случайными частными уроками языка Шекспира. Работа то была, то её совсем не было. Благо, добрый хозяин хостела разрешал ему какое-то время жить в долг. При таком раскладе, как только у американца появлялись деньги, он тут же оплачивал жильё, раздавал долги и денег у него снова не было. Вот как-то так получалось, замкнутый круг.
Помимо своих камбоджийских злоключений дядюшка рассказывал про Аляску, где когда-то в молодости работал, и ещё много о чём. Первый вечер слушать его было даже интересно, так как путешествовал я тогда один и мне тоже было скучно. А тут такой неугомонный собеседник. Потом же он явно начал надоедать своей бесконечной болтовнёй. Вообще, не думал, что для американцев характерно вот так первому встречному рассказывать всю свою жизнь. Мне всегда казалось, что это больше наша российская особенность...
О камбоджийской столице у меня сложилось довольно неоднозначное впечатление. Здесь очень пыльно, грязно, местами встречаются целые горы мусора. Центр выглядит вполне цивильно, но стоит от него хоть немного отойти в южном направлении, как начинаются какие-то ужасные трущобы с домами чуть ли не из фанеры. Почти нет светофоров, из-за чего переходить центральные широкие улицы весьма непросто. Вьетнамская схема не работает, так как в отличие от восточного соседа, здесь уже примерно половину трафика составляют автомобили.
В Пномпене вполне можно плотно поесть за 1$ или купить пачку самых дешёвых местных сигарет за 25 центов. Баночка пива 0,33 л обойдётся в 50 центов как и большой стакан кофе со льдом.
Кстати, кхмеры очень любят покупать огромные внедорожники и столь же огромные пикапы, хотя ездить на них по узким улицам города крайне неудобно, не говоря уж о том, что их совершенно негде парковать. Так вот, паркуют эти громадины зачастую прямо на тротуарах. Ставят так, что диву даёшься, как же они потом выезжают-то? В итоге и по тротуару из-за этих машин иногда не пройти, и по дороге идти страшновато, ведь на улицах без светофоров и лежачих копов ездят кхмеры не особо медленно.
Из хорошего в городе есть несколько довольно красивых ватов, но этого добра я впоследствии ещё насмотрюсь в Таиланде. Наиболее известный и древний из них – Ват Пном, по имени которого собственно и был назван город. Есть неплохая набережная реки Тонлесап с аллеей флагов. В целом, денёк погулять можно, а вот на второй уже и идти-то некуда по сути. В самых топовых достопримечательностях (музей геноцида Туольсленг и королевский дворец) я так и не побывал, пожалев деньги на билеты. Да и первая из них связана со слишком уж печальными событиями, посещать это место совсем не хотелось...
PS: через 2 дня, ровно перед тем как я отбыл в Сиануквиль, американский дядечка вернул мне деньги. Какая-то работа ему всё же подвернулась... Такие вот злоключения за границей порой поджидают даже граждан самых развитых стран мира.