Найти тему
GAMESAW

Skies of Arcadia почти 20 лет спустя. Подробный обзор (часть 2)

Это вторая часть большого обзора на Skies of Arcadia. В первой я рассказывал о сюжетных и сеттинговых особенностях, сегодня поведаю о механических.

Боевая система

Фанат:

Пошаговая боёвка сделана отлично. Герои ходят по очереди в зависимости от инициативы. Кроме очевидных атаки и защиты, есть суперудары, магия и использование предметов. На некоторые действия затрачивается "мана", количество которой растёт по ходу боя или копится героями за отдельное действие - "концентрацию". У разных врагов есть иммунитет к той или иной магии: например, существо огненного свойства получает втрое больше урона от магии льда, и вдвое меньше от огня.

Также есть бои на кораблях. В целом, это те же бои против монстров, только красочнее, масштабнее и с некоторыми отличиями.

-2

Критик:

Кроме боссов и мини-боссов остальные бои в игре энкаунтерные и происходят каждые 15-20 секунд передвижения по враждебной локации. Ближе к концу игры разработчики дают возможность путешествовать без боёв, но происходит это слишком поздно: бои уже успевают надоесть. С одной стороны - это тоже особенность жанра, ничего не поделаешь. Но с другой, многие предшественники SoА делали это лучше.

Ещё есть одна проблема в балансе: лечение. В бою у игрока есть два способа лечения: магией (за ману), или предметами. Если купить предметов с запасом, то никакой проблемы как с лечением, так и со сложностью, игрок практически не встретит. Правда, в самом начале игры торговец говорит, что, дескать, крутые парни не лечатся предметами. Но если последовать его совету и стараться лечиться только во время боя, затягиваются даже самые простые бои.

Ещё один нюанс, но уже касательно игровой экономики. Как в любой старой RPG, почти все вендеры в игре имеют фиксированный инвентарь. В первой зоне продаются вещи для первых уровней, во второй - для второго и так далее. Но бывает так, что это противоречит логике: одна из позднейших локаций в игре - полузаброшенный городок Эсперанса (восьмая локация в игре). Несмотря на то, что город прибывает в упадке, отель и предметы стоят там дороже, чем на оживлённом Острове Моряков (третья локация в игре) прямо в центре Империи Валуа.
То же самое работает и в случаи со снаряжением: оружие, купленное у примитивного и неразвитого племени (седьмая локация), почему-то наносит больше урона, чем раннее купленное в центре технологически развитой империи (пятая локация).

Уровни

-3

Фанат:

Кроме путешествия по открытому миру на кораблях, игрок может бегать по уровням двух типов: города, с которыми всё понятно, и "подземелья". Беру в кавычки потому, что это может быть что угодно: древняя гробница, заброшенный город, туннели шахт и так далее, в конце каждой из которых стоит босс. В большинстве своём подземелья сделаны интересно: уникальные враги, уникальные дизайн и архитектура, разбросанные сундуки, иногда - головоломки и так далее.

-4

Критик:

Кроме частых боёв, к минусам подземелий нужно отнести их запутанность. Конечно, в ответвлениях лежат сундуки с иногда очень ценной наградой, но сам бэктрекинг из-за частых боёв надоедает. Если в каком-нибудь Ведьмаке или Скайриме путь из ответвления пещеры просто займёт у вас несколько десятков секунд, то в SoA это могут быть целые минуты. Всё из-за случайных боёв, не все из которых можно пропустить.

Прокачка

-5

Фанат:

Сражаясь оружием, заряженным определённым Лунным Кристаллом, прокачивается магия определённой школы (красное оружие прокачивает магию огня, жёлтое - электричества и так далее). Прокачка ощущается: следующее заклинание в школе или кардинально отличается, или значительно усиливается. Но быстро прокачать определённую школе не получится, так как от цвета оружия зависит урон по врагу. Иногда получается так, что нужно бить врага оружием синего цвета (ветер и вода), магия которого не особо нуждается в прокачке в силу своей бесполезности.

Для прокачки суперспособностей требуется отдельные ресурс - Ягода Луны. С низкой вероятностью она может выпасть из монстров, но чаще всего лежит в сундуках в подземельях. Требуют суперспособности больше маны, но и результат от них будет много выше, чем от магии.

-6

Критик:

Есть откровенно бесполезные заклинания. Отравление или Ослабление, например, не работает на боссах, а на монстров применять их нет надобности не только потому, что средняя битва длится 3-4 хода, но и потому, что за эту же цену в виде маны можно нанести урон.

Похожая ситуация и с суперспособностями: не все из них полезны, а ветка прокачки линейна, из-за чего нужно прокачивать бесполезные, чтобы добраться до лучших.

Также у всех персонажей есть характеристики: сила атаки, скорость, уклонение и так далее. Они прокачиваются с повышением уровня. Но в игре есть так называемые "семена", которые навсегда могут прокачать одну из характеристик. Они также с низким шансом могут выпасть из монстров и лежат в сундуках. Странно не только то, что эти семена крайне редки, но и то, что прокачка "скорости" на 1 практически ни на что не влияет. По итогу прохождения я потратил на своих персонажей где-то 40-50 семян (и это за 42 часа игры), в среднем прибавив где-то 15-20 очков на персонажа. Из ста. Звучит не очень солидно. Правда, в конце появляется продавец этих самых семян, что делают деньги вновь полезным ресурсом.
-7

Итог: игра не идеальна. По обзору вообще может показаться, что она откровенно плоха, но это не так. Я лишь хотел детально разобрать не только минусы, но и плюсы.

В основном, когда её вспоминают как классику Dreamcast, люди опираются на юношеские или детские воспоминания, в которых трава неизбежно будет зеленее. Но, несмотря на это, все минусы Skies of Arcadia в одном случае особенности присущие жанру, а в другом - присущие времени.

Кроме того, я очень сильно удивился, когда прошёл игру 2000 года за 40 (!!!) часов. И это не я такой расторопный, это игра такая большая. Конечно, игрок может пройти её и быстрее, если не будет изучать локации, искать "чудеса света" или просто путешествовать. Но если убрать эти элементы - вы увидите самую обыкновенную, ни на что не претендующую, абсолютно пресную игру о "приключениях", которых просто не увидите.

Игра, как и любое искусство, продукт комплексный. Да, постоянным и надоедающим боям нет никакого оправдания, они затягивают и без того большую игру и к середине откровенно бесят, но далеко не их вы запомните после прохождения. Разработчикам удалось не только передать дух приключения и первооткрывательства, но и рассказать довольно банальную, но цепляющую историю о дружбе, любви и предательстве. Если вам по какой-то причине нужно обратится к ранним RPG или JRPG двухтысячных - эту игру никак нельзя пропустить.

__________________________________________________________________________________________

Несмотря на то, что я разделил обзор на две части из-за большого количества материала, я всё равно рассказал не всё. Особенности игры на эмуляторе, обустройство базы, корабельные бои и некоторые другие моменты остались вне этого обзора. Так что, если вам хочется ещё материалов по Skies of Arcadia - смело пишите в комментариях и я с радостью вернусь к этой игре.