Если бы Антон Семёнович знал, что сегодня в школах отменили даже дежурство в формате уборки класса, он, наверно, признал бы полный крах системы трудового воспитания. Уверена, его поразило бы ещё очень много вещей в педагогическом процессе, которые в его время немыслимо было бы вообразить. Впрочем, раньше была чёткая цель - строим светлое будущее коммунизма. Какая цель сегодня, не вполне ясно, но на практике то и дело сталкиваешься с потребительской эгоистичной позицией. Иными словами, главное мне успеть нахапать, а там хоть трава не расти. Но статья не о коррупции, а об образовании.
В этом посте посмотрим на современное образование в аспекте педагогической теории Антона Семёнович Макаренко. Понятно, что от самой теории трудового воспитания остались одни лохмотья, ибо сегодня даже тряпку намочить просить ребёнка страшновато. А вдруг придёт домой, надалуется маме, а она радует из этого скандал: ребёнок несколько минут урока пропустил, кто ему потом этот материал должен объяснять, а кто вам разрешил эксплуатировать детей в столь нежном возрасте и т.д.
Игра, как ведущий образ жизни ребёнка в детстве, занимала важное место теории Макаренко. Сегодня игр слишком много, чуть ли не на каждом уроке учителя играют с детьми в разные весёлые игры, не дай бог ребёнку скучно станет. Он ведь тогда не усвоит материал... Нынче мерилом хорошего урока стала шкала скукоты. Всё должно быть ярко, динамично, весело и занимательно. Поэтому наверно на одном из лучших уроков учитель года поёт английские слова в стиле рэп, да ещё и движения соответствующие стилю подключает. Зрелище, доложу я вам - обняться и плакать. В общем, игр сегодня хватает, а об их сути в другой раз.
"в детском коллективе все должно быть красиво"
Большее внимание корифей педагогической мысли уделял эстетике. Всё должно быть чисто, опрятно и аккуратно. Начиная от внешнего вида самого ученика и заканчивая внутренним видом тетрадей. Это я о чистописании, если кто не понял.
Сегодня, школьная форма введена не везде, дети могут и в рваных джинсах на ЕГЭ заявить я и за фиолетовые волосы никто не наругает - дите самовыражается. А в тетрадки детские без слез не взглянешь. Издевательство над учителем это самое мягкое слово в данном случае. Но ничего особенно тоже не сделаешь - такой у дитяти почерк, индивидуальность его.
Воспитание в коллективе, традиции, передача опыта от старших к младшему и, конечно, самоуправление - вот характерные черты жизни бывших беспризорников в коммуне Макаренко. Сейчас встретить разновозрастные коллективы можно лишь в секциях, где все дети задействованы в одном процессе - танцы, театр. В школах не осталось кружков, которые вели старшеклассников для начальной школы. Общих проектов у детей разных уровней образования также нет. Встречаются отрадные исключения, но только по личной инициативе администрации школы или отдельного учителя.
Традиции в коллективе, конечно, есть. Поздравления на праздники, дни рождения, сценки перед Новым годом. Но тех традиций, о которых говорил Макаренко - общее собрание, смена дежурства, точность выполнения заданий, конечно, нет. Как нет самой идеи.
Наконец, краеугольный камнем теории выступало неукоснительное соблюдение режима, т.е. дисциплина. Макаренко терпеть не мог шума и гама. Приезжая в школы, он обращал внимание на дисциплину в первую очередь, полагая, что без порядка нет обучения. Сегодня о такой дисциплине можно только мечтать.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о некой распущенности современных детей, воспитывающихся в атмосфере вседозволенности. Но разве можно винить за это детей? Почему наше государство отказалось от идеи построения светлого будущего, пусть не коммунизма, но другого строя. В конце концов придумать государственную концепцию развития не так и сложно, учитывая опыт поколений. Вот и у Макаренко лейтмотивом всей теории служит идея о прекрасном завтра, которое не будет таким прекрасным, если сегодня лениться и тратить попусту время. Разве могли школьники 60 лет назад так бездарно проживать жизнь, как сегодняшние подростки? Если жить сегодняшним днем, что завтра-то нас ждёт?