Советская школа танкостроения одна из лучших в мире. К этому приводит ряд причин, к тому же, если бы советские танки были плохими, то их идеи не развивали. Но среди уникальных черт машин СССР есть детали, заслуживающие внимания. В этой статье, я хочу рассказать о форме башни.
Броня советских танков.
В СССР особое внимание уделяли балансу брони и мобильности. Это хорошо видно на примере средних танков. Возьмём на рассмотрение Т-34. Его броня номинально не самая толстая – 45 мм. Некоторые танки Германии уже имели 50 мм в тот же промежуток времени. Но угол наклона у Т-34 позволял соблюдать высокий уровень защиты при минимальном весе.
Другой пример – послевоенный Т-54. Его корпус тоже имел рациональный угол наклона лобовой брони, но башня сильно отличалась от Т-34 и Т-44. Она стала полусферической. Такая форма оставалась характерной для танков СССР вплоть до 90-х годов.
Сферическая башня.
Круглые формы были выбраны не просто так… Самым прочным геометрическим примитивом является шар. Так что оставалось немного адаптировать эту форму и применить в защите.
Такая башня была сравнительно небольшой, а градация толщины стали от лба к корме, в совокупности с углами наклона, давала превосходные показатели бронезащиты. Но даже такая башня имела свои минусы.
+ Рикошетная форма.
+ Рациональный угол наклона.
+ Простота в производстве.
- Башню нельзя сделать из катаной брони.
- При градации толщины брони весь распределяется не равномерно – ухудшается скорость поворота башни.
- Литая броня хуже катаной при одинаковой толщине.
Тем не менее, сфера долгое время была в основании танковых башен. Специфичная форма даже не помешала использовать композитные наполнители. Наоборот – заключая керамику, или кварц в скруглённую форму, повышался эквивалент стальной преграды.
Почему у Т-14 «Армата» башня не круглая?
На это повлиял один из недостатков скруглённых башен. Сферическую форму можно предать только при помощи литья, что снижало стойкость брони против снарядов.
Выход нашли ещё в СССР при разработке проекта Объект 187. Танк обладал сварной конструкцией, напоминающей пятиугольник. Площадь сварной башни была близка к литой, а защищённость существенно возросла.
Но в 90-е годы, Объект 187 в серию не пошёл. Вместо него приняли упрощённый вариант Объект 188, известный сейчас, как Т-90. Однако про полезные нововведения в прототипе не забыли и в 2005 году, в производство запустили Т-90А, установив сварную башню, созданную ещё при СССР.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.