Каждый мусульманин обязан ежедневно совершать пять обязательных молитв, и перед каждой из них он должен привести себя в состояние духовной и физической чистоты. Для этого Ислам предписывает совершать омовение – набор действий, после совершения которых человек может начать совершать молитву. В Исламе есть два вида обязательного омовения – большое (гусль) и малое (вуду). В зависимости от того, что произошло с человеком, он должен совершить либо одно, либо другое. Например, после половой близости необходимо полностью омыть тело с головой, то есть совершить большое, а после посещения туалета можно обойтись малым. В данной статье мы рассмотрим предмет разногласия между шиитами и суннитами, а именно, что следует делать в малом омовении – мыть ноги, как это делают сунниты, или же протирать, как это делают шииты. Этот вопрос мы рассмотрим с позиции Корана, логики, а также достоверных преданий от семейства Пророка, да благословит Всевышний его и их.
Всевышний говорит в Коране: «О те, которые уверовали! Когда встаёте вы на молитву, то омойте и лицо ваше руки ваши до локтей и протрите головы ваши и ноги ваши до лодыжек[1]». Казалось бы, какие разногласия могут возникнуть при прочтении этого айята. Если этот айят прочитает человек, не имеющий отношения к Исламу и не заинтересованный доказывать какую-то точку зрения на этот счёт, он, непременно, прочтёт так, что нужно помыть лицо и руки и протереть голову и ноги до лодыжек. Проблема возникает тогда, когда в дело вступают люди, желающие найти в Коране подтверждение своей устоявшейся традиции. Ради этого они готовы пожертвовать всем: логикой, грамматикой языка, явным смыслом и так далее. В шиитских книгах передано, что Пророк протирал ноги остатком воды на руках, а сунниты на основании преданий с неявным смыслом постановили, что их нужно мыть. Давайте сравним, какая точка зрения больше соответствует истине.
Для начала рассмотрим данный айят с точки зрения арабской грамматики. Дело в том, что в арабской версии айята слово «головы» стоит в одном падеже, а слово «ноги» в другом. Однако, это можно объяснить тем, что перед словом «головы» стоит частица «би», которая присоединяясь к слову задаёт определённый падеж, тогда как «ноги» соединяются с глаголом «протрите» непосредственно, что задаёт слову другой падеж. Это как если по-русски сказать: «Я купил немного молока и хлеб». В данном предложение хлеб напрямую связан с купил, а молоко используется со словом немного, поэтому у них разные падежи. Но на этом основании сунниты говорят, что ноги по какой-то причине должны быть связаны с предыдущим глаголом «омойте». По их логике в предложении «Я поел хлеб и творог и попил немного молока и чай» чай должен относиться к поел, а не к попил. Во-первых, очевидно, что это полнейшая глупость. Во-вторых, это противоречит правилам арабского языка, ведь согласно арабской грамматике, если появляется новый глагол, то существительные после него относятся к нему. Нигде в Коране вы не найдёте, чтобы существительное возвращалось через глагол к предыдущему глаголу.
В суннитских сборниках есть предания о том, что Пророк велел протирать ноги. Например его слова: «Ваша молитва не будет полной, пока вы не совершите малое омовение, как повелел Аллах: не вымоете лицо и руки до локтей и не протрёте голову и ноги до щиколоток[2]». Далее, Пророк в своей прощальной проповеди, как и много раз до этого, призвал нас следовать за Кораном и его семейством (ахль аль-бейт), поскольку они не разделятся до Судного Дня. Давайте посмотрим, как совершал омовение глава ахль аль-бейт – Имам Али ибн Абу Талиб, наследник и преемник Пророка, мир ему. Ат-Тайалиси передал от Наззаля ибн Сабра, который сказал: «Али ибн Абу Талиб совершил полуденную молитву, затем он сидел среди людей, пока не наступило время послеполуденной молитвы. Ему принесли воду, он попил из неё, затем омыл своё лицо и руки и протёр свою голову и ноги. Затем встал, выпил остаток воды и сказал: „Люди считают питьё воды стоя нежелательным действием, а Пророк, да благословит Аллах его и его род, совершил то же, что я совершил [только что[3]]“».
Самое интересное, что аль-Бухари, чью книгу «Сахих» мусульманское большинство считает самой достоверной после Корана, передал этот же хадис, но то ли он сам исказил его содержание, чтобы скрыть правду, то ли передал его в искажённом виде. От Наззаля ибн Сабра, который сказал: «Али ибн Абу Талиб совершил полуденную молитву, затем он сидел среди людей, пока не наступило время послеполуденной молитвы. Ему принесли воду, он попил из неё, затем омыл своё лицо и руки, и он „упомянул“ его голову и ноги[4]».
Что значит упомянул? Кто упомянул? Али или передатчик? Если Али, то как он мог упомянуть свои ноги, а если передатчик, то что именно он упомянул? Создаётся впечатление, что этот хадис был намеренно искажён. В любом случае, его польза в таком виде сомнительна, как и авторитет книги аль-Бухари. Мы привели этот хадис из суннитских источников. Если вы обратитесь к шиитским, то, конечно же, обнаружите, что Пророк и члены его семьи протирали ноги во время омовения, а не мыли их.
Сунниты могут сказать, что мыть – больше соответствует предосторожности, чем протирать. Однако, если бы это было так, то Всевышний бы сказал именно мыть, а не протирать. Кто-то, возможно, скажет, что мыть более гигиенично, чем протирать. Однако, омовение – это не принятие душа, и его цель в первую очередь не в физической чистоте, а в духовной. Если бы вопрос заключался в физической чистоте, то Всевышний тогда велел бы как часть омовения мыть, например, подмышки, так как они более подвержены загрязнению, чем, например, лицо или руки.
В шиитских сборниках передано, что малое омовение существует именно в таком виде потому, что когда Пророк был вознесён на небеса (исра и мирадж), он зачерпнул воду из райского источника, затем он омыл своё лицо этой водой, а затем протёр ей голову и ноги. И вообще смысл омовение заключается в повиновении Всевышнему. Ибн Бабавайх передал от Имама Абу Джафара аль-Бакира, мир ему, который сказал: «Малое омовение – заповедь из числа заповедей Аллаха, дабы стало известно, кто подчиниться Ему, а кто ослушается[5] ».
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими мыслями.
Источники:
[1] Священный Коран. 5:6.
[2] Сунан. Ибн Маджа. Т. 1. С. 156; Мустадрак. Аль-Хаким. Т. 1. С. 241. Тафсир. Аль-Куртуби. Т. 1. С. 348.
[3] Муснад. Хадис 141.
[4] Сахих. Хадис 5293.
[5] Иляль аш-шараи. Т. 1. С. 279.