Многие считают, что чем выше число в торговой марке автомобильного бензина, тем это топливо качественней и во всех отношениях лучше для мотора. Отчасти это верно, но далеко не во всех аспектах применения и не для всех машин. Вопрос общего плана о практичности применения премиальных сортов топлива, невзирая на их высокую цену, тоже интересен.
Чем они отличаются от всех прочих?
Данные числа означают только октановое число бензина и ничего более. Это важный параметр, но существует и множество других, достойных внимания и не очень.
Октановое число позиционирует бензин в линейке всех прочих сортов по его способности противостоять возникновению детонации. С точки зрения теории и практики мотора, данное свойство как раз и является тем ограничителем, который не позволяет конструкторам выжимать из агрегата его основные показатели, мощность, экономичность и эффективность применения. Всегда есть граница, за которой наступает аномальное горение, отдача падает, а двигатель начинает разрушать сам себя. И высокооктановые сорта топлива способны отодвинуть эту границу. Но только в одном случае – когда это происходит на этапе разработки мотора. Надеяться, что большой цифрой в названии можно существенно больше получить от совершенно конкретного двигателя, наивно.
Реакция мотора
Двигатель достаточно умён, чтобы адаптироваться под заливаемый сорт бензина. Электроника распознает появление подозрительного стука, определит его как детонацию и примет меры. Обычно это отброс на запаздывание момента зажигания или обогащение смеси. И то, и другое увеличит расход, а иногда и снизит мощность.
Обратный случай, когда топливо чуть лучше, чем предписанное, должен привести к противоположному результату. Методом проб и ошибок контроллер отрегулирует подачу топлива и искры на максимальную эффективность.
Казалось бы, достаточно залить 98-й бензин в рассчитанный под 92-95 двигатель – и результат обрадует. Вряд ли. Запасы регулировок ограничены и выше головы мозги двигателя не подпрыгнут. Данные карт прошивки содержат разумные ограничения. По ряду причин бесконечно изменять углы опережения нежелательно, а переобеднённую смесь трудно поджечь.
На это накладываются упомянутые прочие свойства топлива. В частности, высокооктановое горючее по своей природе горит медленнее. Догорание его в выпускном коллекторе понизит КПД мотора и повысит температуру выпускных клапанов. Вплоть до прогорания. Под такой бензин двигатель надо существенно переделывать.
Не ограничившись теорией, многие организации проводили практические тесты. Результаты подтвердили то, что и так было понятно. Каждому двигателю нужен свой бензин.
Естественно, в указанном производителем диапазоне допустимых чисел лучше выбирать максимальное. То есть мотор с рекомендованным числом 92-95 на 95-м бензине заработает лучше. А вот уже 98-й вряд ли поможет, и платить за него особого смысла нет. Даже если на отдельных экземплярах машин и были замечены положительные результаты. Это естественный разброс по допускам и не более того.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Каждый день мы публикуем новые интересные статьи.