Помните забавный микроавтобус в «Кавказской пленницы»? Наверняка, большинство из читателей этой статьи больше никогда его не видели, как в кино, так и на дороге. Неизвестно, как один из самых редких и малоизвестных автомобилей СССР попал в ленту Гайдая, но эта машина того заслуживала.
Сегодня, я хочу рассказать о «Старте» - микроавтобусе с очень смелым для Союза дизайном, который имел очень ограниченный срок годности.
Откуда он взялся?
Из желания сделать дачный прицеп. Да, был такой человек А.С. Антонов, который руководил Луганским совнархозом и поручил Северодонецкой авторемонтной базе разработать прицеп-дачу из стеклопластика. Чиновник просто загорелся этой идеей.
Дело происходило в 1963 году. Непонятно, как сложилась судьба прицепа, но в итоге Антонов, инженеры Дьяченко и Иванов решили создать автомобиль будущего.
Они активно приступили к лепке макетов, показали их коллегии Госкомитета тракторного и сельскохозяйственного машиностроения страны, и получили добро на полноценную разработку.
Начальникам так понравилась идея, что они поручили отправить авторемонтной базе 50 комплектов узлов от 21-й «Волги».
И что там за конструкция?
Как вы уже поняли, механическая начинка была от легковушки из Горького. В основе силовой структуры лежала сварная рама. Двигатель сместили в салон, чтобы поставить укороченный кардан без промежуточной опоры.
Заметьте, что фары, детали интерьера и даже птицу на багажнике взяли от всё той же «Волги». Фишка предприятия из Северодонецка была в том, что они выливали кузовные панели из стеклопластика.
В качестве усилителей ставили деревянные вставка, а сам процесс сборки был полностью ручным. Конструкторы смогли доказать прочность «Старта», сбросив его с 12-метровой высоты. И как вы думаете, что произошло? Ничего, микроавтобус остался целым и почти невредимым.
Как сложилась его судьба?
С 1964 по 1967 год в Северодонецке успели собрать около сотни таких машин. И продолжали выпускать единичные экземпляры по заказу разных учреждений из всех уголков страны.
20 штук произвели на Луганском автосборочном заводе. В частности, там переработали подвеску и делали другую среднюю стойку кузова. Ещё 70 автомобилей сошли с «конвейера» в городе Коростень под Житомиром.
Почему не было массового производства?
Всё просто. Главная особенность «Старта» его же и погубила. У него довольно быстро деформировался, расползался и рассыпался кузов. Проблема была в реакции стеклопластика на низкие температуры. Поэтому, большинство этих автомобилей эксплуатировали только на юге.
Кроме того, некоторую часть отправили в Москву. Работать на маршрутах и в такси. По сравнению с микроавтобусами «РАФ», «Старты» гораздо раньше ломались и приходили в негодность. У них буквально отваливались двери.
Советую посмотреть:
«Река» и ещё 3 малоизвестных внедорожника от АвтоВАЗа, которые не пошли в серию.
3 автомобиля от завода ИЖ, которые могли заменить «Ниву», «копейку» и «Москвичи».
Внедорожник ГАЗ 3106 – конкурент УАЗ Патриот, который хотели выпускать с 2006 года.
«Люкс по цене Жигулей» Смотрим, какие седаны бизнес-класса продают сейчас за 150 000 рублей.
Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.