...а слова «домашнее задание» вызывают у него море слёз?
Все родители мечтают о том, чтобы их ребёнок с радостью ходил в школу, был активен на уроках и без напоминаний садился делать домашнее задание. Но как известно, если поначалу дети школой грезят, то через какое-то время желание учиться у большинства пропадает. Что же нужно сделать родителям, чтобы помочь ребёнку не разочароваться в учебном процессе?
Психологи провели исследование, в ходе которого попросили второклассников ответить на вопрос: «Почему вам нравится (не нравится) ходить в школу?». Оказалось, что плохие оценки, усталость, неинтересные, по мнению детей, предметы и нелюбовь к учителю — самые популярные причины, по которым детям не хочется присутствовать на уроках. Следовательно, специалисты сделали вывод, что главными побудительными силами в учёбе являются интерес к предмету, посильная загруженность, собственные успехи и хорошие отношения с учителем.
«Вот я в твоём возрасте...»
У психологов есть понятие «выученная беспомощность». Так называется состояние, когда школьник заранее знает, что у него ничего не выйдет, поэтому даже не старается приложить силы для того, чтобы решить трудную задачу. У окружающих складывается впечатление, что ребёнок ленится. Однако именно родители виноваты в том, что он перестал верить в себя. Дело в том, что все его достижения обесцениваются завышенными требованиями.
Простой пример. Взрослые очень часто твердят своему чаду: «У нас в семье все были отличниками. Я окончил школу с золотой медалью, мама имеет красный диплом» и т. д. и т. п. Родителям невдомёк, как можно учиться на четвёрки, а уж тройка в дневнике воспринимается как полное отсутствие каких-либо способностей у ребёнка. Кроме того, некоторые родители часто заостряют внимание на ошибках и неудачах ребёнка, а успехи воспринимают как само собой разумеющееся. Однако постоянное подчёркивание недостатков усиливает у ребёнка ощущение того, что он не способен оправдать ожидания мамы и папы.
Бывает и так, что взрослые специально занижают достижения детей, чтобы они не загордились. Из-за этого ребёнок не получает удовольствие от своих успехов и опускает руки.
Поэтому родителям нужно избегать разговоров о том, что у вас всегда всё получалось сразу, а ребёнок — неудачник и лентяй. Вы должны показать, что рады даже небольшим его успехам. Не обесценивайте его достижения. Вот увидите — результат не заставит себя долго ждать.
Кто во что горазд
Многие родители переживают, что их дети ничем не интересуются. Но здесь стоит задуматься, а предлагали ли мамы и папы ребёнку что-то такое, что нравится ему самому, а не взрослым? Или у ребёнка что-то не получается, потому что у него нет склонности к предлагаемым предметам изучения? К примеру, родители заставляют своё чадо учить математику, чтобы в будущем он стал экономистом. А его интересуют гуманитарные науки, актёрское мастерство или спорт.
Противоречие между внушаемой установкой на «правильное» образование и склонностями ребёнка может вызвать у школьника дискомфорт. А напряжение выливается в стойкое нежелание учиться и скуку.
Чтобы этого не случилось, понаблюдайте за ребёнком: во что он играет, как любит проводить время, о чём говорит с интересом. Выяснив, какая область знаний его больше всего привлекает, предложите применить её на практике. Попросите учителя дать ему задание приготовить, к примеру, доклад на интересующую его тему. Тем самым ребёнок поверит в свои силы и захочет развиваться дальше. Ведь детям интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересно.
Как победить лень
Если вы видите, что ваш способный ребёнок действительно ленится, постарайтесь вместе побороть эту лень. Всегда интересуйтесь, что изучает ребёнок в школе в данный момент. Расспрашивайте, признайтесь, что вы чего-то не знаете или плохо помните. Пусть он объяснит вам и тем самым почувствует свою значимость.
Приучайте ребёнка поддерживать рабочее состояние организма. Лень появляется в тех случаях, когда человек устаёт физически и душевно. Пусть выходные дни будут наполнены отдыхом. В любом трудном и скучном деле постарайтесь помочь ребёнку найти что-то интересное и разрешайте ему делать перерывы. Запрещайте ночами сидеть перед телевизором или компьютером. И подскажите, как знания, полученные в одной сфере, например в географии, могут пригодиться в другой — истории или литературе.
Не упрекайте ребёнка в том, что он ничего не делает. Это вызовет скорее протест, чем желание чем-то заняться. Лучше поинтересуйтесь, что значит для него сила воли. Скажите, что её надо развивать, стремиться получить пятёрку по физике или подтянуть английский. Работайте вместе с ним, набросайте конкретный план действий и не отступайте от намеченного.
Педсовет
Очень часто ребёнку не нравится ходить в школу из-за плохих отношений с кем-то из учителей. Без-условно, сложности в общении могут возникнуть и по вине самих детей, которые просто не выполняют элементарных требований. В этом случае нормальные отношения зависят от родителей. Проследите за тем, чтобы у вашего ребёнка не складывалось впечатление, что один предмет важный, а на другой не стоит тратить силы и время. Если преподаватель увидит, что его предмет уважают, домашние задания выполняют, то отношения со школьником наладятся.
Однако бывает и так, что учитель ни с того ни с сего невзлюбил кого-то из учеников, придирается к нему, занижает оценки. Можно с глазу на глаз поговорить с самим учителем, спросить, какие у него имеются претензии и есть ли для них основания. Если конфликт так и не удалось разрешить, приложите все усилия, чтобы перевести ребёнка в другую школу, пока он окончательно не возненавидел учёбу.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Нельзя требовать от ребёнка невозможного
— Заинтересованность ребёнка в школьных занятиях, безусловно, во многом зависит от родителей, — говорит психолог Маргарита ВОЛКОВА. — Достаточно всегда помнить о несложных рекомендациях. Не запугивайте ребёнка сложностями в учёбе. Не старайтесь заменить собой учителя и требовать от детей больше, чем было задано, например прочитать не одну главу книги, а пять. Оцените реальные возможности школьника и выработайте для него режим дня. Если ребёнок подвижен и неусидчив, не нужно заставлять его весь день корпеть над учебниками. Проявляйте свою заинтересованность в его уроках, помогайте ему искать нужную информацию. Но помните, что уроки надо делать вместе с ребёнком, а не вместо ребёнка. И не бойтесь плохих отметок больше, чем их боится сам ребёнок.
МУЖСКОЙ ВЗГЛЯД
«Обязательно хвалите ребёнка!»
— Родители должны заботиться о том, чтобы ребёнку было интересно учиться, — считает директор школы № 76 Леонид ГРЕЧИШНИКОВ. — Искренне расспрашивайте, что он узнал нового в школе, что сказала учительница, что его тревожит. Учение должно быть победным: маленький ученик должен обязательно побеждать трудное задание, собственные недостатки, неблагоприятные обстоятельства и т. д. Поддержите его. И обязательно хвалите ребёнка! Дети, которых долго не хвалят, начинают переживать, что их будут за что-то ругать. Если же школьник набедокурил, надо осуждать не его, а поступок, например: «Как ты, такой хороший (сильный, умный, добрый), мог совершить подобное?». Лично мне, когда утром я ухожу в школу на работу, жена иногда говорит: «Помни, что ты самый умный, самый добрый, самый хороший». Проверено: помогает!
Интересно? Подписывайтесь на наш канал и ставьте "лайк"!