Последнее время демонстрация успеха в соцсетях многих утомила. И стало модно говорить о своих ошибках и провалах. Вот и меня часто спрашивают о них.
У меня, как и у всех, столько скелетов в шкафу, что все я, конечно, и не вспомню. Но было несколько ярких и запоминающихся ситуаций.
***
5 лет назад, когда только формировалась «Нетология-групп» как холдинг, я нанял на работу одного смышленого маркетолога. Он показывал хорошие результаты, и очень скоро я повысил его до руководителя отдела, а еще через некоторое время — до коммерческого директора.
Но однажды случилось необъяснимое. В какой-то момент ему показалось, что руководство ведет компанию в пропасть, а вокруг него плетутся интриги. И он стал подговаривать весь коммерческий департамент (почти 30 человек) демонстративно уволиться в один день.
Он утверждал, что у компании закончились деньги, что если люди не уволятся сами, их скоро уволят, и будет только хуже. Он так мастерски обработал каждого по отдельности, что многие стали, действительно, очень скептически смотреть на топ-менеджмент. Я видел, что люди из коммерческого департамента ходят все более хмурые, но никак не мог понять причин.
За пару дней до готовящейся диверсии мне рассказал о ней один из тех, кому нашему чудесному провокатору не удалось запудрить мозги. Я собрал коллектив департамента, предложил всем откровенно выговориться, провел разбор ситуации, ответил на вопросы, убедил, что компания в порядке. И уволил провокатора прямо на встрече.
Это был единственный раз в моей жизни, когда пришлось мелодраматично, как фильме, при всех, заявить сотруднику: «Ты уволен!» И указать на дверь 😠
Конечно, произошедшее сильно ударило по моральному духу команды. Но одномоментного ухода всех людей, отвечающих за коммерцию в компании, удалось избежать.
Следующую историю, наверное, и ошибкой назвать нельзя. Скорее, это ирония судьбы, но тем не менее, расскажу и ее.
Я занялся бизнесом почти 20 лет назад, когда Рунет начал развиваться и активно расти. Это было время становления Яндекса, Mail.ru, величия Рамблера и расцвета РБК. Никто представить себе не мог до какой степени онлайн начнет влиять на экономику, общество и жизнь каждого из нас. Но ощущения того, что формируется нечто беспрецедентное, были 😊
Почти сразу после института жизнь занесла меня в интернет-отрасль, где я мог начать сотрудничать с одним из крупнейших в те времена порталов Рунета — Subscribe.ru. По масштабам и кажущимся перспективам он тогда был, как Яндекс сейчас. Я мог бы стать одним из менеджеров, и, работая по найму, наверняка получил бы опыт в диджитал гораздо быстрее и несопоставимо дешевле для себя лично.
Но я не ухватился за эту возможность, вместо этого увлекся идеей открыть с партнерами одно из первых в Петербурге ивент-агентств (тогда и слова-то такого не было).
Я был погружен в этот бизнес, серьезно прокачался в маркетинге и сайтостроении: несколько раз переделывал корпоративный сайт и добился того, что 80% заказов приходило к нам из интернета, что для начала 2000-х было экзотикой.
Через несколько лет я все-таки вышел из агентства, продав долю партнерам. И только тогда взялся за первые самостоятельные эксперименты в онлайн-бизнесе.
Несомненно, если бы я ушел в чистый онлайн сразу, то как технологический предприниматель сейчас добился бы большего. А, возможно, сделал бы карьеру по найму, став президентом какого-нибудь крупного интернет-холдинга 😉
С другой стороны, путь проб и ошибок, который как стартап-менеджер я прошел самостоятельно, дал мне такой объем разнообразного опыта и запас прочности, что значимость их сложно переоценить.
***
2004 год. Я только что продал партнерам долю в моем первом бизнесе, ивент-агентстве, а заодно и квартиру в Петербурге, чтобы уехать в Германию. Было интересно посмотреть, что такое жизнь и бизнес в Европе.
Довольно скоро я ввязался в авантюру с продажей систем «умный дом». Вы спросите — почему, из каких соображений я это сделал? Отвечу — так получилось.
Я не провел достаточный анализ рынка, в котором собирался работать, не сделал конкурентную разведку. Я положился на первое впечатление, подумал, что эти системы можно будет покупать в Германии дешево, а в России продавать дорого 💸
На этом я потерял чистыми несколько десятков тысяч долларов. Это были почти все деньги, которые удалось получить ранее от продажи доли в агентстве и квартиры...
К слову, часть партии этих «умных домов» до сих пор, вероятно, пылится на складе у моего партнера по этой затее. Вадим, если вдруг читаешь меня, — выкинь уже их к черту! 😉
Тогда я окончательно осознал — прежде чем открывать бизнес, нужно проанализировать рынок и рассмотреть под лупой будущих потенциальных конкурентов.
«Не бывает малых предпринимателей, бывают маленькие рынки. Выбрал рынок — выбрал судьбу».
Задай себе вопросы:
❓Есть ли на этом рынке место для меня?
❓Какие есть доказательства тому, что твой товар или услугу будут покупать в нужных масштабах?
❓Сколько конкретно денег потенциальных покупателей есть на этом рынке?
❓Какую долю этого рынка я хочу занять?
❓За счет каких преимуществ?
Простые вопросы. Элементарный здравый смысл. Но я не задал их при создании своих первых бизнес-проектов.