Найти в Дзене
ПРО ФИЛЬМЫ

"Уловка-22": в России выходит сатирический сериал о войне и бюрократии с Джорджем Клуни в главной роли

Оглавление

В России одновременно со всем миром выходит экранизация культового романа Джозефа Хеллера "Уловка-22". Это сатирическое высказывание, в котором высмеивается бюрократия и армия. Книга была написана в 1961 году, но, стоит признать, до сих пор остается актуальной. Сериал заслуживает дополнительного внимания, так как в нем играет Джордж Клуни. О причинах, по которым стоит его смотреть, расскажем в этой статье.

Смешное кино на антивоенную тематику

Несмотря на то, что и роман, и сериал рассказывают о войне, в действительности у этих произведений ярко-выраженный антивоенный посыл.

События на экране развиваются в 1944 году во время Второй Мировой войны. Герои находятся на солнечном острове Пьяноса посреди Средиземного моря. Если бы не война, здесь вполне мог бы расположиться какой-нибудь элитный курорт.

Пока же вместо туристов здесь живут расквартированные летчики, прилетевшие из США. Ежедневно они поднимаются на своих самолетах в небо, чтобы сбрасывать бомбы на позиции нацистов, которые к тому моменту уже не так сильны. Ощущение, что война скоро закончится, причем не в их пользу, все сильнее.

Уловка для героев

Большинство героев этого произведения уже давно выполнили норму по количеству боевых вылетов и дежурств. Теперь у них есть официальное право на увольнение. Но командование против, так как им невыгодно отпускать на большую землю опытных и уже закалившихся в боях летчиков.

Тогда несколько человек решают демобилизоваться, заявив о своем безумии. Но теперь они сталкиваются с той самой пресловутой "Уловкой-22". Она заключается в том, что человек, который осознает грозящую ему смертельную опасность, не может считаться безумным. При этом сумасшедшего нельзя отпускать домой, пока он не напишет заявления, в котором подтвердит, что безумен. Дело же в том, что подписать такое заявление должен исключительно здравомыслящий человек. Круг замкнулся. Герои понимают, что выбраться им будет не так уж и просто.

Бюрократический ад

В результате большинству персонажей приходится вариться в этом бюрократическому аду, выбраться из которого не представляется возможным.

Главный герой - летчик Джон Йоссарион, который уже окончательно отчаялся отправиться домой. Он сталкивается с невероятными героями. Это майор, которого зовут Майор Майор, а также врач, который сам выдумывает для себя диагнозы, только бы не скучать. Еще один нелепый герой - персонаж, которого бюрократы признали мертвым и отказываются признать свою ошибку.

В палатку у главного героя хранятся вещи, оставшиеся от погибшего солдата. Он погиб еще до того, как его приписали к полку, поэтому по документам его просто не существует. Его не могут признать ни мертвым, ни живым.

Джон не в состоянии даже избавиться от этих вещей, так как для этого требуется заявление, написанное его рукой. Поэтому они и лежат у него в палатке, постоянно напоминая о смерти.

Несмотря на то, что это сатирический сериал, он все-таки про войну. Поэтому в нем льется кровь, так что об одной жертве зрители вскоре перестанут переживать.

Как у братьев Коэнов

Еще одно достоинство этого сериала заключается в том, что он похож на фильмы братьев Коэнов.

К тому же Клуни в этом сериале не только основной актер, но и один из режиссеров, а также продюсер. Те, кто видел поставленный им "Субурбикон", написанный братьями Коэнами, могли убедиться в его мрачном и абсурдном чувстве юмора.

Герои, которых выдумывает Клуни, - это прохиндеи, способные себя только переоценивать, а их идиотизм, в конечном счете, приводит к катастрофическим последствиям.

Полк авиации в этом сериале становится целым островом, на котором живет невероятно огромное количество подобных дураков. Если их поступки поначалу кажутся странными и безобидными, то совсем скоро у зрителей будет возможность убедиться в том, что все это ведет к самым настоящим смертям.

В результате "Уловка-22" становится не душераздирающей драмой или напряженным триллером. Скорее, это просто остроумная и качественно сделанная сатира.

В глаза сразу бросается стилистика и тонкий юмор. Несмотря на то, что это рассказ о людях, живущих в середине 20-го века, в нем удается найти отсылки и к современной действительности. Повсюду продвигаются самые нахальные и лояльные, все измотаны бюрократией, а заканчивается это нередко настоящей катастрофой. Нормой становится двоемыслие.

В 1961 году Хеллер, благодаря этому роману, получил у себя на родине официальный статус провидца, который предсказал начавшуюся скоро войну во Вьетнаме. Другие его наблюдения, порой, продолжают пугать до сих пор.

Правда, этот мини-сериал понравится и тем, кто уже устал от отсылок к надоевшей реальности вокруг. Создателям "Уловки-22" удается развеселить и развлечь зрителей. Правда, порой, кажется, что в основу лег не классический роман, а скетч "Крутое пике" из популярного в 1990-е годы отечественного юмористического шоу.

Актерский состав

Отдельного внимания заслуживает актерский состав, собранный в сериале. Здесь зрители увидят Кайла Чандлера, хорошо знакомого по "Супер 8" и "Операции "Арго".

В роли жестокого и капризного командира играет Хью Лори. Он напоминает доктора Грегори Хауса, обожает поесть, также хладнокровен, как и его персонаж в "Ночном администраторе". Он, как и часто в своей карьере, играет циника, только на этот раз очень опасного.

Кристоферу Эбботу удается воплотить на экране образ героя, который, оставаясь на пике своей формы, в то же время чувствует себя совершенно беспомощно перед бюрократической машиной военных.

А вот Джордж Клуни не раз вам может напомнить персонажа Федора Бондарчука из сериала "Год культуры", вышедшего совсем недавно. Оба этих актера слишком долго играли высокомерных ловеласов, поэтому теперь готовы вдоволь посмеяться над самими собой.

Кстати, для Клуни это не первая работа, в которой он в юмористической форме выступает против войны. Ранее это была странная комедия "Безумный спецназ" и циничная лента "Три короля".

Вместо заключения

В конце следует отметить, что сериал получился очень даже симпатичным. Правда, скорее всего, он не станет таким же выдающимся, как и одноименный роман.

Единственное, что ему точно удастся, - это вернуть зрителей ненадолго во времена, когда показывали легендарную "Чертову службу в госпитале Мэш".

Очевидно, что у этого кино хватает бюджета, харизмы, стиля и юмора.