Прочитав статью "Вот что нужно говорить, когда вы не понимаете, чего от вас хочет начальник" (с ошибкой в заголовке) некоего исследователя Джона Хаггестена из Business Insider Intelligence в переводе Артема Кайдаша, не удержался, чтобы не ответить. Сначала меня задело западнопоклонничество "российского" кадрового агентства HR-Portal (?), опубликовавшего этот материал на своем ресурсе, как будто там "за бугром" лучше знают и понимают ментальность российских воротил бизнеса и не настроены враждебно по-отношению к нашей стране, всячески стремясь к нашему развалу и уничтожению (нашли у кого советоваться!).
Сегодня как никогда нужно быть внимательным и придирчивым к профессиональным посылам с Запада, обложившего незаконными санкциями нашу страну, а коль скоро мой канал посвящен вопросам управления серьезным делом, предлагаю разобрать тонкости восприятия указаний руководства.
Итак, Хаггестен пишет, что у них там даже самые лучшие менеджеры время от времени становятся жертвами неясности (бедные!), и рецептом от "тяжких страданий" подчиненных, не сумевших понять своего начальника, определяет не переспросить или уточнить, а завязать с боссом дискуссию на тему: «Что мы пониманием под успехом в рамках данного проекта?»
Я с ужасом представляю себе сцену, в которой непОнявший начальника подчиненный решается снова ломиться к руководителю за разъяснениями, которые почему-то не удосужился получить сразу, а тем более пытается "разводить его на дискуссию" о каких-то иных понятиях успеха для него, кроме прибыли, если сам не является ни приближенным к шефу том-менеджером, ни давно притертым соратником руководителя.
Хаггестен видимо не особо перегружен проблемами жизни, если пускается в исследования явления, для нас русских проблемой не являющегося. Наш руководитель должен понимать очевидное - если он невнятно отдаст поручение подчиненным, да не просто"разжует" его в деталях, а еще и не обеспечит всесторонне его исполнение, не организует взаимодействие между соисполнителями, подкрепив его всевозможными стимулами, то успешный результат ему ждать не стоит (см. "Я решаю...").
В материалах моего канала "красной линией" проходит мысль о целесообразности минимизировать, а по-возможности вообще исключить человеческий фактор из процесса постановки задач и рабочего взаимодействия в звене "начальник-подчиненный" в виде личного общения. Дабы исключить риск того, что "кто-то кого-то не так понял" в продвинутых компаниях все более-менее важные поручения стремятся оформлять письменно и фиксировать по срокам и исполнителям в электронных программах управления предприятия, коих на рынке нынче полно, как профессиональных, так и доморощенных (я предложил вариант такой программы Здесь 1 и Здесь 2).
Джону нужно продолжить свои исследования в сторону особенностей характера личности разных руководителей, они ведь тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Присаживаясь в кресло начальника, а тем более - большого босса, они проходят испытание властью, и далеко не каждому из них оно дается успешно. Темная триада личности только и ждет момента, когда человек даст слабину в искушениях властью, деньгами и подхалимами. И вот он уже не профессиональный руководитель, а эмоциональный полуактер-полуоракул-полубог, чья форма постановки задач, не только не позволяет понять, чего он от вас хочет, но и гораздо хуже - своей эмоциональностью может напрочь отбить всякую способность к соображению нормального человека (читай об этом Здесь 3 и Здесь 4).
Всякий разумный подчиненный, попав в ситуацию, когда его шеф начинает вещать, играть в людей или в бизнес, желая насладиться властью, а не решать проблемы, не должен утруждать себя пониманием такого вещания, а лишь подыграть ему в его "равлекухе". Пытаться же выяснять, чего он там, чревовещая, все-таки хотел от подчиненного по делу лучше с ним в переписке, когда человек старается хоть как-то внятно излагать (к чести Джона, он упомянул об этом в конце своей статьи). А лучше с другими коллегами, если нет в компании программ управления, или не налажен процесс письменной постановки и отработки поручений.
Предлагаю Хаггестену и уважаемому кадровому агентству давать советы людям о рабочих дискуссиях с шефом на тему: "Что есть успех для бизнеса?" лучше в ходе коллегиального обсуждения концепции развития бизнеса и стратегических целей предприятия (на совещаниях), если руководство компании в этом заинтересовано, и желательно в презентациях, толковых письменных предложениях с соответствующим обоснованием (см. об этом "Стратегические цели предприятия").
Ну а теперь пора и пошутить по теме:
Не забываем отмечать (палец вверх) и подписываться.
Русанов Сергей